Каппадокийские интеллектуалы ранневизантийского времени на родине и в империи
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-3-539-549Ключевые слова:
Каппадокия, интеллектуалы, Ранняя Византия, христианствоАннотация
В работе предпринимается попытка дать очерк состояния интеллектуальной жизни в ранневизантийской Каппадокии через просопографию ее основных представителей. Делается вывод, что одна из самых «неантичных» областей империи с весьма специфическими природно-географическими условиями, слабо развитой городской (полисной) жизнью, своеобразным характером жителей дала достаточно много ярких интеллектуалов, преимущественно риторов и христианских богословов. Некоторые из них в значительной мере проявили себя и на общеимперском уровне – как собственно интеллектуалы (Юлиан Каппадокийский), богословы (Василий Великий, Григорий Назианзин), так и государственные деятели, царедворцы (Иоанн Каппадокиец). Также отмечается важный факт многочисленного присутствия каппадокийцев в высших школах империи, прежде всего в Афинах, что можно связать со стремлением преодолеть трудности, созданные отдаленным положением региона и не вполне античным характером его культуры и образа жизни обитателей.
Скачивания
Библиографические ссылки
Алиева О.В. 1917. Послание к юношам об образовании в Каппадокии IV в. В: Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. Т. 15: 77–89.
Бибиков М.В., Попов И.Н. 2012. Каппадокия. В: Православная энциклопедия. Т. 30. Москва, Православная энциклопедия, 568–601.
Болгов Н.Н., Денисова И.В. 2023. Ранневизантийские интеллектуалы, кто они? В: XV Международный Византийский семинар «ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: Империя и полис». Материалы научной конференции. Симферополь, Ариал: 89–99.
Болгова А.М. 2018. Ранневизантийские портреты: риторы, софисты, философы. Белгород, БелГУ, 404.
Болгова А.М. 2021. Школы и интеллектуалы в ранневизантийской Лидии. В: Классическая и византийская традиция. 2021. Белгород: 219–225.
Болгова А.М. 2022. Кария как центр высшего образования в Ранней Византии. В: Византийский «круг земель» Orbis terrarium Byzantinus… Тезисы докладов XXIII Всероссийской научной сессии византинистов РФ. Симферополь: 14–16.
Ведешкин М.А. 2019. Потерянное звено «Золотой цепи». Эдесий и пергамская школа неоплатонизма. В: Hypothekai: журнал по истории античной педагогической культуры. Вып. 3. Образование в Поздней античности: 13–59.
Денисова И.В. 2021. В какой афинской школе обучались св. Григорий Богослов и св. Василий Великий? В: Via in tempore. История. Политология. Т. 48. 3: 597–613.
Денисова И.В. 2020. Книжная культура и образованность в Ранней Византии IV–VII вв.: Малая Азия. В: Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 12: 568–576.
Денисова И.В. 2023. Софист Юлиан Каппадокийский и его школа в Афинах. В: Via in tempore. История. Политология. 50(1): 21–30.
Дунаев А.Г., Фокин А.Р. 2012. Евагрий Понтийский. В: Православная энциклопедия. Т. 16. Москва, Православная энциклопедия, 557–581.
Митрополит Иларион (Алфеев). 2013. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. Москва Издательство Московской Патриархии РПЦ, 576.
Никифоров М.В. 2008. Астерий. В: Православная энциклопедия. Т. 3. Москва, Православная энциклопедия: 636.
Петров А. 2007. Жизнь и деятельность святителя и его эпистолярное наследие. В: Василий Великий. Письма. Москва, Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: 3–32.
Синица М.М., Болгов Н.Н. 2022. Иоанн Лид и интерес к древности в Ранней Византии. Белгород, БелГУ, 512.
Cadiou R. 1966. Le problème des relations scolaires entre saint Basile et Libanios. In: Revue des Études Grecques, tome 79: 374–375.
Cooper J.E., Decker M.J. 2012. Life and Society in Byzantine Cappadocia. London, Palgrave Macmillan, 340.
Cribiore R. 2007. The School of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton, Princeton University Press, 360.
Holman S. 2001. The Hungry Are Dying: Beggars and Bishops in Roman Cappadocia. Oxford, UP, 256.
Janiszewski P., Stebnicka K., Szabat E. 2015. Prosopography of Greek Rhetors and Sophists of the Roman Empire. Oxford, Oxford University Press, 450.
Keenan M. 1950. De Professione Christiana and De Perfectione: A Study of the Ascetical Doctrine of Saint Gregory of Nyssa. In: Dumbarton Oaks Papers. № 5: 167–207.
Meredith A. 2000. The Cappadocians. Crestwood, New York, Vladimir's Seminary Press, 129.
Osterhout R.G. 2017. Visualizing Community. Art, Material Culture and Settlement in Byzantine Cappadocia. Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 558.
The Brill Dictionary of Gregory of Nyssa. 2010. Ed. L.F. Mateo-Seco, G. Maspero. Leiden; Boston, Brill, 811.
The Cambridge Ancient History. Vol. XIII. The Late Empire. A. D. 337–425 / Ed. Av. Cameron, P. Garnsey. Cambridge, 2008. P. 668–669.
The Prosopography of the Later Roman Empire. 1971. Vol. I: A. D. 260–395. Ed. A.H.M. Jones, J.R. Martindale, J. Morris. Cambridge, Cambridge University Press, 1153.
Treadgold W. 2010. The Early Byzantine Historians. Palgrave MacMillan, 432.
Van Dam R. 2002. Kingdom of snow: Roman Rule and Greek Culture in Cappadocia. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 290.
Van Dam R. 2002a. Families and Friends in Late Roman Cappadocia. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 272.
Van Dam R. 2002b. Becoming Christian: The Conversion of Roman Cappadocia. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 266.
Просмотров аннотации: 2
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.