Общественные конкурсы софистов и риторические выступления (epideixis akroasis) в Ранней Византии

Авторы

  • Анна Михайловна Болгова Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-8510-093X

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-784-794

Ключевые слова:

софистика, риторика, Поздняя античность, конкурс, выступление, состязание, высшая школа, образование, город, Ранняя Византия, общественная жизнь, праздники

Аннотация

В работе рассматривается такой вид общественной активности в позднеантичных (ранневизантийских) городах, как конкурсы софистов и риторические выступления (представления) 2-й пол. IV–VI вв. Для представителей «Третьей» (2-я пол. IV в.) и «Четвертой» софистики (конец V–VI вв.) были характерны подобные конкурсы и выступления, связанные, прежде всего, с образовательным процессом в высших риторических школах и городскими праздниками, а также с «гастролями» софистов и частными поводами граждан. Как правило, такой конкурс сопровождался рекламой или индивидуальными приглашениями, если это был «закрытый показ». Темы конкурсных выступлений носили «школьный» характер (сюжеты из мифологии и древней истории), персональный характер посвящения правителю, полководцу, именитому гражданину, по поводу свадьбы или актов благотворительности (филантропии). Существовали тщательно разработанные риторические техники для голоса, мимики, жестов и др. Поведение зрителей отличалось устойчивыми вариантами – криками, аплодисментами, речёвками и даже акробатическими действиями типа чирлидерских. Отношения между софистами (риторами) на конкурсах эволюционировали от благородно-уважительных во II–III вв. («Вторая» софистика) до мелочно-ревностных с проявлениями зависти и тайных пакостей конкуренту. Наиболее информативный материал о конкурсах софистов и выступлениях риторов содержится в сочинениях Либания и Хорикия – ведущих представителей, соответственно, «Третьей» и «Четвертой» софистики.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Анна Михайловна Болгова , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории, НИУ «БелГУ»,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Ashkenazi Y. 1991. Paganism in Gaza in the Fifth and Sixth Centuries. In: Cathedra. 60: 106–115.

Ashkenazi Y. 2004. Sophists and Priests in Late Antique Gaza According to Choricius the Rhetor. In: The Christian Gaza in Late Antiquity. Ed. B. Bitton-Ashkelony, A. Kofsky. Leiden; Boston: 195–208.

Barnes T.D. 1996. Christians and the Theater. In: Roman Theater and Society. Ann Arbor: 178–180.

Bolgov N., Bolgova A., Litovchenko E., Prokopenko S., Sinitsa M. 2018. «The fourth sophistry» in the cultural space of later Antiquity (VI th cent.). In: The turkish online journal of design, art and communication – TOJDAC, March 2018 special edition: 578–582.

Bolgova A., Bolgov N. 2013. The Crossroads of Epochs and Cultures: Choricius of Gaza as a mirror of continuity. In: L’Ecole de Gaza: espace litteraire et identite culturelle dans l’Antiquite Tardive. Paris: College de France: 2–3.

Bowersock G.W. 1969. Greek Sophists in the Roman Empire. Oxford, OUP, 152.

Brunt, Peter A. 1994. The Bubble of the Second Sophistic. In: BICS. 39: 25–52.

Cameron, Averil. 1991. Christianity and the Rhetoric of Empire. Berkeley; Los Angeles, UCP, 261.

Ciccolella F. 2006. «Swarms of the Wise Bee»: Literati and Their Audience in Sixth-Century Gaza. In: Epistulae Antiquae IV. Louvain; Paris: 12–27.

Constantinides C. N. 2003. Teachers and Students of Rhetoric in the Late Byzantine Period. In: Jeffreys, Elizabeth, ed. Rhetoric in Byzantium. Papers from the 35 Spring Symposium of Byzantine Studies, Exeter College, University of Oxford (March 2001). Burlington, Vt.: 39–53.

Cribiore R. 2007. The school of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton, UP, 376.

Declercq F. 2009. De Redenaar onthuld: Choricius Gazaeus' Rhetor: een vertaling en onderzoek naar de fictionaliteit binnen zijn discours. Gent, Univ., 96.

Downey G. 1963. Gaza in the Early Sixth Century. Norman, UOP, 172.

Downey G. 1958. The Christian School of Palestine: A Chapter of Literary History. In: Harvard Library Bulettin. 12: 297–319.

Heath, Malcolm. 2004. Menander: A Rhetor in Context. Oxford, OUP, 374.

Litsas F.K. 1982. Choricius of Gaza and His Description of Festivals at Gaza. In: Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. 32–33: 427–436.

Litsas, Fotios K. 1980. Choricius of Gaza: An Approach to His Work. Diss. Chicago, 342.

Penella, Robert J. 1990. Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century A.D.: Studies in Eunapius of Sardis. Leeds, Peeters, 165.

Russel D.A. 1983. Greek Declamation. Cambridge, UP, 141.

Schouler B. 2005. Chorikios Déclamateur. In: C. Saliou (ed.). Gaza dans l’antiquité tardive. Archéologie, rhétorique et histoire. Salerno: 117–133.

Walden J.W.H. 1912. The Universities of Ancient Greece. New York, Charles Scribner's Sons, 368.

Webb R. 2006. Rhetorical and Theatrical Fictions in Chorikios of Gaza. In: Johnson S.F. (ed.). Greek Literature in Late antiquity. Dynamism, Didacticism, Classicism. Aldershot: 109–123.

Weiss Z. 2014. Public Spectacles in Roman and Late Antique Palestine. Revealing antiquity, 21. Cambridge, MA; London, Harvard University Press, XII, 361.


Просмотров аннотации: 91

Поделиться

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Болгова , А. М. (2022). Общественные конкурсы софистов и риторические выступления (epideixis akroasis) в Ранней Византии. Via in Tempore. История. Политология, 49(4), 784-794. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-784-794

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории