«Аммоний» – последний диалог в античной традиции

Авторы

  • Яна Алексеевна Дронова Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-1-64-69

Ключевые слова:

Ранняя Византия, Газа, «Аммоний», Захария Ритор, полемика, христианство, неоплатонизм

Аннотация

Статья посвящена важнейшему памятнику позднеантичной литературы – работе Захарии (Схоластика) Ритора «Аммоний». Это сочинение представляет собой полемический христианский труд, составленный в классической античной форме диалога и является крупным и серьезным произведением, написанным против неоплатоников. Со стороны газской школы было написано всего три таких полемических произведения: «Феофраст» Энея Газского, «Аммоний» Захарии (Схоластика) Ритора и фрагмент «Опровержение Прокла» известного ритора Газской школы Прокопия. В отечественной историографии данные произведения изучено слабо. Кроме того, они не опубликованы на русском языке. В своей работе мы остановимся только на анализе «Аммония» и постараемся доказать, что данный полемический труд является последним в античном стиле диалогом (конец V в.).

Благодарности.  Автор выражает глубокую благодарность научному руководителю, доктору исторических наук, профессору Болгову Н.Н.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Яна Алексеевна Дронова , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры всеобщей истории. Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Rapava M. 1982. Traditions et innovations dans l’école néo-platonicienne d’Alexandrie: Ammonius Hermias et David l’Invincible. Bedi Kartlisa 40. P.: 216–227.

Aeneas of Gaza. 1962. Epistole. Ed. by L.M. Positano. Collana di studi greci 19. Napoli, Libreria scientifica editrice, 132.

Charrue J.M. 2010. De l’être et du monde: Ammonius, Plotin, Proclus, Paris, Klincksieck, 200.

Verrycken K. 2001. La métaphysique d’Ammonius chez Zacharie de Mytilène. Revue des sciences philosophiques et théologiques. Paris. № 85: 241–266.

Nissen Th. 1940. Eine christliche Polemik gegen Julians Rede auf den König Helios. Byzantinische Zeitschrift. Berlin. № 40: 15–22.

Dillon J., Russell D., Gertz S. 2014. Aeneas of Gaza. Theophrastus with Zacharias of Mytilene Ammonius. London, Bloomsbury, 180.

Sorabji R. 2003. Sordid deals and divine names in Ammonius’ Alexandria. Neoplatonism and Society. Cardiff, 245.

Gallicet E. 1978. Per una rilettura del Teofrasto di Enea di Gaza e dell’ Ammonio di Zacaria Scolastico (Parte II). Atti della Accademia delle Scienze di Torino. 112: 137–167.

Watts E. 2006. Creating the ascetic and sophistic melange: Zacharias Scholasticus and the intellectual influence of Aeneas of Gaza and John Rufus. Vol. 18, Number 1: Palestinian Christianity:

–164.

Colonna M.M. 1973. Zacaria Scolastico, Ammonia: Introduxione, testo critico, traduzione, commentario. Napoli, Ed., 222.

Blank D. 2012. Ammonius Hermeiou and his School in Lloyd Gerson. The Cambridge History of Philosophy in Late Antiquity. Cambridge, UP: 654–666.

Merlan P. 1968. Ammonius Hermiae, Zacharias Scholasticus and Boethius. Greek, Roman, and Byzantine Studies. Vol. 9: 193–203.

Obertello L. 2007. Proclus, Ammonius of Hermias and Zachariah Scholasticus: The Search after Eternity and the Meaning of Creation. Divine Creation in Ancient, Medieval and Early Modern Thought. Leiden, Brill: 173–189.

Klitenic W.S. 2013. Another Link in the Golden Chain: Aeneas of Gaza and Zacharias Scholasticus on Plotinus Enn. 4.3. Greek, Roman, and Byzantine Studies. 53: 146–155.

Champion M.W. 2006. Zacharias Scholasticus’ Ammonius. MA Thesis University of Melbourne: 298.

Tempelis E. 1998. The School of Ammonius, son of Hermias, on Knowledge of the Divine. Athens, Parnassos Literary Society, 184.

Watts E. 2005. Winning the Intracommunal Dialogues: Zacharias Scholasticus’ Life of Severus’. Journal of Early Christian Studies. 13: 437–464.

Gallicet E. 1978. La risurrezione dei morti in Enea di Gaza e in Zacaria Scolastico. Augustinianum. 18: 273–278.

Westerink L.G. 1962. The Alexandria School since Hermias. Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy. Introd., text, transl. by L.G. Westerink. Amsterdam: X–XIII.

Sorabji R. 2005. The Philosophy of the Commentators 200–600 AD. A Sourcebook. Vol. 1–3. L.; Ithaca (N. Y.), 456.


Просмотров аннотации: 126

Поделиться

Опубликован

2022-04-06

Как цитировать

Дронова , Я. А. (2022). «Аммоний» – последний диалог в античной традиции. Via in Tempore. История. Политология, 49(1), 64-69. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-1-64-69

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории