Опрамоас из Ликии – крупнейший частный эвергет Римской империи эпохи благоденствия (II в.)
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-2-285-296Ключевые слова:
Малая Азия, Ликия, благотворительность, империя, Опрамоас, благоденствие, надписьАннотация
В статье впервые в отечественной историографии предпринята попытка анализа надписи Опрамоаса (IGR, III, 739; TAM, II, 905) – частного благотворителя II века. Опрамоас оказал колоссальную помощь большинству городов провинции Ликия в случае чрезвычайной нужды или в плановом порядке. Будучи совокупностью самоуправляющихся общин, Римская империя эпохи Антонинов достигла вершины развития античной цивилизации, добившись высокого уровня жизни граждан городских общин. Это было осуществлено за счет многовековой отлаженной системы частной благотворительности, выросшей из литургий раннего полиса. Эта филантропия при помощи государства создавала эффективную систему частно-государственного партнерства. Опрамоас не приумножал богатство путем спекуляции. Скорее всего, он был успешным землевладельцем и, возможно, торговцем. При этом Опрамоас отличается от многих коллег только значительной благотворительностью, чем занимались всё же не все богатые граждане.
Финансирование
Работа выполнена без внешних источников финансирования.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Перевод док. № 1–5 из надписи Опрамоаса.
Западная сторона
[1B] В течение года в должности союзного жреца Клавдия Телемаха [(в месяце) ...]. Помпей Фалькон приветствует архонтов, совет и народ Родиаполя. Вы поступите правильно, когда [почтите] тех, кто снисходителен к вам. (Поэтому) мне приятно [видеть, что ваш город пишет об Опрамоасе (?)]. Прощай!
[1C] [В год пребывания в должности] союзный жрец [(имя ВР, имя отправителя)] приветствует [(имя получателя)]. Вознаграждая [щедрость (?)] отличившихся (?) почестями, которые являются обычными для них, ты поступаешь правильно. [Прощай!]
[В год службы союзного жреца (имя союзного жреца, имя отправителя)] приветствует [(имя получателя). Опрамоас], сын Аполлония [II] и правнук Каллиада, хороший [человек, о котором ты] так подробно свидетельствуешь [-------- (3 строки) ------] я испытал [---] почетное (?) и похвальное (?) и ответил на [твое] рекомендательное письмо. Прощай!
[(Отправитель)] приветствует Нейкополема, сына Диомеда (?), императорского жреца города Родиаполя. Я был в городе и принял к сведению решение народа и [одновременные] почести Аполлонию и Опрамоасу [--- --- (2 строки) ------ согласно] подтверждаю [эти (почести)]. Прощай!
Записано [в год правления союзного жреца] Клавдия [Сакердота (?)).
В год правления союзного жреца [Клав(дия)] Сакердота [(в месяце) Панеме (?) (сентябрь)]. Тиб(ерий) [Юлий Фруги], легат-пропретор Августа, приветствует совет Родиаполя. Опрамоас, сын Аполлония II и правнук Каллиада, который, как вы свидетельствуете, пожертвовал великолепно и согласно своему происхождению, архифилаксу [ликийцев], исполнявшему (должность?) [----- - -----(3 строки) -----------. Прощайте!]
Список литературы
Веретенникова Е.П. 2022. Родиаполь и внутренняя Ликия в римско-ранневизантийское время. В: Via in tempore. История. Политология. 49(2): 292–301.
Ранович А.Б. 1949. Восточные провинции Римской империи в I–III вв. Москва, АН СССР, 273.
Coulton J.J. 1987. Opramoas and the Anonymous Benefactor. In: Journal of Hellenic Studies. 107: 171–178.
Cramme S. 2010. Die Bedeutung des Euergetismus für die Finanzierung städtischer Aufgaben in der Provinz Asia. Diss. Koln, 322.
D’Hautcourt A. 2003. Public Finances and Private Generosity. The Example of Opramoas in Roman Lycia. In: Journal of Economics, Business and Law. 5: 39–62.
Frezouls E. 1985. Les ressources de l’evergetisme. Le cas d’Opramoas de Rhodiapolis. In: L’origine des richesses depensees dans la ville antique (Actes du Collogue organise a Aix-en-Provence, 1984). Aix-en-Provence, 111–113.
Hall A.S., Milner N.P., Coulton J.J. 1996. The Mausoleum of Licinnia Flavilla and Flavianus Diogenes of Oinoanda: Epigraphy and Architecture. In: Anatolian Studies, 46: 111–114.
Heberdey R., Kalinka E. 1897. Opramoas, inschriften vom Heroon zu Rhodiapolis. Wien, Kalinowski, 201.
Jameson S. 1980. The Lycian League: Some Problems in its Administration. In: Aufstieg und Niedergang der romischen Welt 2.7.2. Berlin: 832–855.
Jones A.H.M. 1971. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxford, UP, 564.
Kokkinia C. 2000. Die Opramoas-Inschrift von Rhodiapolis. Euergetismus und soziale Elite in Lykien. Bonn, Habelt, 274.
Kokkinia C. 2012. Opramoas’ Citizenships: The Lycian Politeuomenos-Formula. In: Patrie d’origine et patries électives: les citoyennetés multiples dans le monde grec d’époque romaine (Actes du colloque international de Tours, 6-7 novembre 2009). Bordeaux: 327–339.
Kokkinia C. 2001. Verdiente Ehren. Zu den Inschriften für Opramoas von Rhodiapolis und Iason von Kyaneai. In: Antike Welt, 32: 17–23.
Larsen J.A.О. 1957. Lycia and Greek Federal Citizenship. In: Symbolae Osloenses 33: Р. 5–26.
Levick B. 1967. Roman Colonies in Southern Asia Minor. Oxford, Clarendon. 205.
Letta C. 1994. Il dossier di Opramoas e la serie dei legati e degli Archiereis di Licia. In: Aspetti e problemi dell' Ellenismo. Atti del Convegno di Studi Pisa 6–7 novembre 1992. Pisa: 203–245.
Magie D. 1950. Roman Rule in Asia Minor. Princeton, UP, 1662.
Ramsay W.M. 1908. Cities of St. Paul: Their Influence on His Life and Thought. New York, A.C. Armstrong, 506.
Reitzenstein D. 2011. Die lykischen Bundespriester. Repräsentation der kaiserzeitlichen Elite Lykiens. Berlin, Akademie Verlag, 280.
Ritterling E. 1920. Zur Zeitbestimmung ciniger Urkunden vom Opramoas-Denkmal. In: RhM. 73: 35–45.
Roueche C.M. 1997. Benefactors in the Late Roman Period: the Eastern Empire. In: Actes du Xe Congrès International d’Épigraphie Grecque et Latineю Paris: 353–368.
Worrle M. 1975. Zum Wiederaufbau von Myra mit Hilfe des Lykiarchen Opramoas nach dem Erdbeben von 141 n. Chr. In: Myra. Eine Lykische Metropole in antiker und byzantinischer Zeit. Berlin: 159–165.
Zuiderhoek A. 2009. The Politics of Munificence in the Roman Empire. Citizens, Elites and Benefactors in Asia Minor. Cambridge, UP, 186.
Zuiderhoek A. 2011. Oligarchs and Benefactors: Elite Demography and Euergetism in the Greek East of the Roman Empire. In: Political Culture in the Greek City after the Classical Age. Groningen-Royal Holloway Studies on the Greek City after the Classical Age, II. Leuven, Peeters: 185–195.
Zuiderhoek A. 2020. Benefactors and the Poleis in the Roman Empire: Civic Munificence in the Roman East in the Context of the Longue Durée. In: Benefactors and the Polis. The Public Gift in the Greek Cities from the Homeric World to Late Antiquity. Cambridge, UP: 222–242.
Просмотров аннотации: 89
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.