Образованность, школы, книжная культура в Восточном Средиземноморье в IV–VII вв. (Антиохия, Берит, Кесария, Газа)

Авторы

  • Николай Николаевич Болгов Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Анна Михайловна Болгова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Ирина Викторовна Денисова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Юрий Владимирович Бузанаков Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-4-714-726

Ключевые слова:

книги, школы, образованность, Поздняя античность, Ранняя Византия, Восточное Средиземноморье

Аннотация

В работе рассматривается состояние и эволюция школ и состояние образованности, роль книжной культуры в Восточном Средиземноморье ранневизантийского времени (IV–VII вв.) в контексте культурного континуитета между античностью и Средневековьем на примере городов Сиро-Палестинского региона Антиохии, Берита, Кесарии и Газы. Помимо внутренней истории школ, делаются общие наблюдения над спецификой ситуации в каждом из указанных центров. Весь позднеантичный мир с середины VI в. стал проявлять признаки медиевализации знания, эволюции картины мира, что находилось в связи с другими процессами завершения развития античной цивилизации (прекращение реального муниципального самоуправления, рост этатизма, углубление христианизации, влияние оживившихся местных этно-конфессиональных традиций в регионах). Тем не менее сохранение высоких стандартов грамотности, книг и школ продолжалось до вступления Византии в «Темные века».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Николай Николаевич Болгов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета,
г. Белгород, Россия

Анна Михайловна Болгова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета,
г. Белгород, Россия

Ирина Викторовна Денисова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета,
г. Белгород, Россия

Юрий Владимирович Бузанаков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Безрогов В.Г. 2008. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., Памятники исторической мысли, 460.

Болгов Н.Н. 2010. Зосим – последний античный историк. Зосим. Новая история. Белгород, БелГУ: 4–46.

Болгов Н.Н. 2020. Книжная культура, школы и образованность в Восточном Средиземноморье в IV–VII вв. (Константинополь. Афины. Александрия). Византийский временник, в печати.

Болгов Н.Н. 2015. Письма Либания в русских переводах. Мир поздней античности. Документы и материалы. Вып. 3. Белгород, 66.

Болгов Н.Н., Болгова А.М. 2019. Александрийские школы V в. по «Философской истории» Дамаския. Иресиона. Античный мир и его наследие. Белгород. Вып. VI.: 105–136.

Болгова А.М. 2015. Интеллектуальные центры поздней античности и «академическая мобильность» студентов. Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. Вып. 35. 13 (210): 50–53.

Болгова А.М. 2015c. Кесарийская школа как феномен переходной эпохи от античности к Византии. Педагогика и образование в системе научного знания. Белгород: 84–88.

Болгова А.М. 2014. Прокопий Газский: ритор и богослов. Проблемы истории, филологии, культуры. 2: 101–107.

Болгова А.М. 2018. Ранневизантийские портреты: риторы, софисты, философы. Белгород, БелГУ, 404.

Болгова А.М. 2015а. Школа Либания по его письмам. III Сиротенковские чтения. Армавир: 51–55.

Болгова А.М. 2015б. Школы Ранней Византии: к истории изучения в отечественной историографии. Иресиона. Античный мир и его наследие. Белгород. Вып. ΙV.: 172–177.

Болгова А.М., Болгов Н.Н. 2013. Позднеантичный Берит в Финикии и его юридическая школа. Государство и общество: взаимодействие и противостояние. Воронеж, ВГУ: 306–311.

Болгова А.М., Болгов Н.Н. 2012. Провинциальная Газа в Палестине и ее писатели позднеантичного времени. Столица и провинция: история взаимоотношений. Воронеж, ВГУ: 262–267.

Болгова А.М., Болгов Н.Н. 2011. Ритор Хорикий и Газская школа. Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. Вып. 18. 7 (102): 65–71.

Болгова А.М., Болгов Н.Н. 2016. Эней Газский против неоплатоников и оригенистов: к изучению наследия Энея в отечественной науке. 1917–2017: уроки столетия. Материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. Воронеж: 146–150.

Болгова А.М., Болгов Н.Н., Агаркова Ю.Н. 2013. К истории Кесарии Палестинской в ранневизантийское время. Кондаковские чтения – IV. Белгород: 78–83.

Ващева И.Ю. 2005. Кесария Палестинская в III – первой половине VII вв. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Нижний Новгород. Вып. 1 (4): 13–25.

Ващева И.Ю. 2005а. Образование в Кесарии Палестинской в III – первой половине VII вв. Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.И. Архангельского. Нижний Новгород: 72–80.

Ващева И.Ю. 2009. Церковный историк Геласий Кесарийский. Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. Вып. 12. 15 (70): 38–42.

Ведешкин М.А. 2019. «Учителя-душегубы»: образование и апостасия в Поздней Римской империи. Диалог со временем. 66: 348–363.

Гольцева О.Е. 2005. Светские и духовные образовательные центры в Ранней Византии (IV–VII вв.). Наш Анабасис. Вып. 2. Нижний Новгород: 22–27.

Грацианский М.В. 2013. Захария Ритор. Православная энциклопедия. Т. 19: 702–703.

Игум. Дионисий (Шлѐнев). 2010. Дорофей Газский. Православная энциклопедия. Т. 16: 32–43.

Игум. Кирилл (Илюхин). 2007. История христианского образования. Православный собеседник. Казань, 2 (15): 170–186.

История Византии. 1967. В 3 т. Под общ. ред. С.Д. Сказкина. Т. 1. М., Наука, 566.

Кривушин И.В., Кривушина Е.С. 2002. Византийская школа. Иваново, ИвГУ, 88.

Кулаковский Ю.А. 2003. История Византии. В 3 т. Т. I: 395–518 годы. СПб., Алетейя. 512.

Курбанов А.В. 2017. Повседневная жизнь ранневизантийской киновии (на примере монастыря аввы Серида). Дисс. канд. истор. наук. 07.00.03. Белгород, 288.

Лемерль П. 2012. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до Х века. СПб., Свое издательство, 492.

Липшиц Е.Э. 1984. Юридические школы и развитие правовой науки. Культура Византии IV – первая половина VII в. М., Наука: 358–371.

Лопатина М.Ю. 2019. Иоанн Газский: классические мотивы ранневизантийской поэзии. Византийское содружество: традиции и смена парадигм: тезисы докладов XXII Всероссийской научной сессии византинистов РФ, Екатеринбург, 24–28 сентября 2019 г. Екатеринбург, 98–100.

Лопатина М.Ю. 2017. Современная зарубежная историография истории Поздней античности и Ранней Византии (1990–2015 гг.). Мир Поздней античности. Документы и материалы. Вып. 8. Отв. ред. Н.Н. Болгов. Белгород, БелГУ, 110.

Манохин Я.В. 2018. «Феофраст» и «Аммоний». Отражение ранневизантийской полемики между христианством и античным язычеством в литературном наследии риторской школы Газы. Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. 2018. Вып. 45. 1: 29–34.

Манохин Я.В. 2018а. Ранневизантийская Газа – христианский интеллектуальный центр в Палестине. Дисс. канд. истор. наук. 07.00.03. Белгород, 274.

Саврей В.Я. 2012. Антиохийская школа в истории христианской мысли. М., МГУ, 290.

Самодурова З.Р. 1984. Школы и образование. Культура Византии. IV – первая половина VII в. М., Наука: 478–503.

Свящ. Владимир Шмалий. 2009. Арий. Православная энциклопедия. Т. 3: 226–227.

Свящ. Михаил Желтов. 2018. Кирилл. Православная энциклопедия. Т. 34: 299–318.

Сидоров А.И. 2009. Богословские школы древней Церкви. Православная энциклопедия. Т. 5: 525–530.

Сидоров А.И. 1988. Иоанн Грамматик Кесарийский (к характеристике византийской философии в VI в.). Византийский временник. Т. 49 (74): 81–99.

Тюленев В.М. 2019. Римская школа на позднеантичном латинском Западе (Южная Галлия и Италия в V – первой половине VI в.). Иваново, ИвГУ, 224.

Тюленев В.М. 2018. Эллинская словесность и ученость на латинском Западе V – первой половины VI вв. Cursor Mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. 10: 40–53.

Удальцова З.В. 1974. Идейно-политическая борьба в Ранней Византии (по данным историков IV–VII вв.). М., Наука, 388.

Удальцова З.В. 1969. К вопросу о мировоззрении византийского историка VI в. Евагрия. Византийский временник. Т. 30 (55): 63–72.

Уоттс Э. 2019. Образование в поздней античности. Общение, мысль и социализация. Hypothecai. Вып. 3: 306–338.

Bolgova A., Bolgov N. 2013. The Crossroads of Epochs and Cultures: Choricius of Gaza as a mirror of continuity. L’Ecole de Gaza: espace litteraire et identite culturelle dans l’Antiquite Tardive. Paris, College de France: 2–3.

Cameron Al. 1969. The last days of the Academy in Athens. Proceeding of the Cambridge Philological Society. 15: 7–29.

Cameron Av. 2005. Procopius and the Sixth Century. London, New York, UP, 380.

Carriker A.J. 2003. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden, Boston, Brill, 312.

Collinet P. 1925. Histoire de l’ecole de droit de Beyrouth. Paris, L’Efevr, 365.

Cribiore R. 2007. The school of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton, UP, 384.

Croke B. 1990. Malalas, the man and his work. Studies in John Malalas. Sydney, BA: 1–27.

Downey G. 1961. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, UP, 512.

Downey G. 1958. The Christian School of Palestine: A Chapter in Literary History. Harvard Library Bulletin. 12: 297–319.

Hirschfeld Y. 2004. The Monasteries of Gaza: An Archaeological Review. Christian Gaza in Late Antiquity. Leiden, Brill: 61–88.

Kaster R. 1997. Guardians of Language: The Grammarian and Society in Late Antiquity. Berkeley, Los Angeles, Oxford, UP, 422.

Schemmel F. 1925. Die Schule von Caesarea in Palästina. Philologische Wochenschrift. 45: 1277–1280.

The Syriac Chronicle, known as that of Zachariah of Mitylene. 1899. Trans. F.J. Hamilton, E.W. Brooks. London, KK, 390.

Treadgold W. 2010. The Early Byzantine Historians. London, Palgrave MacMillan, 488.

Two Early Lives of Severos, Patriarch of Antioch, 2013. Trans. with an intr. and notes by S. Brock and B. Fitzgerald. Liverpool, BE, 210.

Watts E. 2088. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley, UCP, 368.

Wilson N. 1975. Books and readers in Byzantium. Byzantine Books and Bookmen. Washington, Ed., 1–15.

Winkelmann F. 1980. Die östlichen Kirche in der Epoche der christologischen Auseinandersetzung. Вerlin, Verlag, 322.

Zacharias Mytilene. Ammonius. Aeneas of Gaza. Theophrastus. 2012. Trans. by J. Dillon and D. Russel. Gen. ed. R. Sorabji. Bristol, Ed., 93–176.


Просмотров аннотации: 500

Поделиться

Опубликован

2021-03-10

Как цитировать

Болгов, Н. Н., Болгова, А. М., Денисова, И. В., & Бузанаков, Ю. В. (2021). Образованность, школы, книжная культура в Восточном Средиземноморье в IV–VII вв. (Антиохия, Берит, Кесария, Газа). Via in Tempore. История. Политология, 47(4), 714-726. https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-4-714-726

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории