К истории изучения афинского неоплатонизма в современной историографии
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-2-283-291Ключевые слова:
Ранняя Византия, неоплатонизм, Афины, интеллектуалы, философияАннотация
В истории позднеантичной мысли и интеллектуальной традиции особое место занимают Афины как интеллектуальная и образовательная метрополия. Афинские высшие школы и интеллектуалы стали главным оплотом позднеантичной традиции, в том числе с использованием языческих религиозных практик в ямвлиховской версии неоплатонизма. Это сделало Афины оплотом язычества до конца 1-й трети VI века. В современной зарубежной историографии (с 1990-х гг.) наблюдается пристальный интерес к позднеантичным интеллектуалам, в частности к афинским. За последнюю четверть века вышли несколько монографий и ряд аналитических статей. В целом большинство ученых ныне признает важную роль афинских философов ранневизантийского времени в процессе культурного континуитета. С другой стороны, афинский ямвлиховский неоплатонизм ко 2-й пол. VI в. сошел с исторической сцены, уступив место более компромиссному александрийскому.
Скачивания
Библиографические ссылки
Месяц С.В. 2015. Метафизика Прокла: между мировоззрением и языковой игрой. Размышления над книгой Радека Члупа. В: Философский журнал, 8 (1): 7–22.
Athanassiadi P. (ed.). 1999. Damascius. The Philosophical History. Athenai, Apameia, 403.
Breitenbach A. 2003. Das «wahrhaft goldene Athen»: Die Auseinandersetzung griechischer Kirchenväter mit der Metropole heidnisch-antiker Kultur. Berlin/Vienna, Philo, 352.
Burman Ju. 1994. The Athenian Empress Eudocia. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267–529. Helsinki, Finnish Institute Athēnai: 63–87.
Caldellis A. 2009. The Christian Parthenon. Clasicism and Pilgrimage in Byzantine Athens. Cambridge, UP, 252.
Castrén P. (ed.). 1994a. Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267–529. Helsinki, Finnish Institute Athēnai, 228.
Castrén P. 1994b. General Aspects of Life in Post-Herulian Athens. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267–529. Helsinki, Finnish Institute Athēnai: 1–14.
Chlup R. 2012. Proclus: An Introduction. Cambridge, UP, 328.
De Forest D. 2011. Between Mysteries and Factions: Initiation Rituals, Student Groups, and Violence in the Schools of Late Antique Athens. In: Journal of Late Antiquity. Volume 4, Number 2: 315–342.
Di Branco M. 2006. La città dei filosofi: storia di Atene da Marco Aurelio a Giustiniano. Firenze, Olschki, 304.
Dillon J. 2004. Philosophy as a profession in Late Antiquity. In: Approaching Late Antiquity: The Transformation from Early to Late Empire. Oxford, OUP: 401–418.
Edwards M. (ed.). 2000. Neoplatonic Saints: The Lives of Plotinus and Proclus by their Students. Liverpool, UP, 152.
Hällström G. 1994. The Closing of the Neoplatonic School in A. D. 529: An Additional Aspect. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267–529. Helsinki, Finnish Institute Athēnai: 140–160.
Karivieri A. 1994a. The 'House of Proclus' on the Southern Slope of the Acropolis: A Contribution. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267–529. Helsinki, Finnish Institute Athēnai: 115–139.
Karivieri A. 1994b. The So-Called Library of Hadrian and the Tetraconch Church in Athens. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267–529. Helsinki, Finnish Institute Athēnai: 88–114.
Lloyd A.C. 1990. The Anatomy of Heoplatonism. Oxford, Clarendon Press, 200.
Luz M. 1990. Marinus: An Eretz-Israel Neoplatonist in Athens. In: Greece and Rome in Eretz-Israel. Jerusalem, Yad Izhak Ben-Zvi: 92–104.
Nikulin D. 2019. Neoplatonism in Late Antiquity. Oxford, UP, 272.
O’Meara D.J. 2003. Platonopolis. Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford, Clarendon Press, 250.
Penella R.J. 1990. Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century AD: Studies in Eunapius of Sardis. Leeds, Francis Cairns, 165.
Rappe S. 2000. Reading Neoplatonism. Non-discursive Thinking in the Texts of Plotinus, Proclus, and Damascius. Oxford, UP, 266.
Rubenson S. 2006. The Cappadocians on the Areopagus. In: Gregory of Nazianzus: Images and Reflections. Copenhagen, Museum Tusculanum Press: 113–132.
Shaw G. 1995. Theurgy and the soul: the neoplatonism of Iamblichus. Pennsylvania, Pennsilvania University Park, 268.
Sironen E. (ed.). 1997. The Late Roman and Early Byzantine Inscriptions of Athens and Attica. Helsinki, Hakapaino, 463.
Sironen E. 1994. Life and Administration of Late Roman Attica in the Light of Public Inscriptions. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267–529. Helsinki, Finnish Institute Athēnai: 15–62.
Swain S. 2004. Sophists and Emperors: the Case of Libanius. In: Approaching Late Antiquity: The Transformation from Early to Late Empire. Oxford, OUP: 355–400.
Treadgold W. 2004. The Diplomatic Career and Historical Work of Olympiodorus of Thebes. In: The International History Review. 26 (4): 709–733.
Watts E.J. 2004. Justinian, Malalas and the End of Athenian Philosophical Teaching in A. D. 529. In: Journal of Roman Studies, 94: 168–182.
Watts E.J. 2005. Where to Live the Philosophical Life in the Sixth Century? Damascius, Sim-plicius, and the Return from Persia. In: Greek Roman and Byzantine Studies. 45–3: 285–315.
Watts E.J. 2006. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley – Los Angeles, University of California Press, 304.
Просмотров аннотации: 102
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.