Кесария и Иерусалим: соперничество двух палестинских кафедр в эпоху Поздней античности
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-2-323-336Ключевые слова:
соперничество за первенство, епископ иерусалимский, митрополит кесарийский, кафедра, Палестина, Кесария, Иерусалим, Поздняя античность, апостольский престол, Святой городАннотация
Статья посвящена истории соперничества и борьбы за первенство в регионе двух палестинских кафедр в эпоху Поздней античности – Кесарии и Иерусалима. Автор отмечает слабую изученность темы и приходит к заключению, что соперничество Иерусалима и Кесарии началось в начале IV столетия и продолжалось вплоть до официального объявления на Халкидонском соборе в 451 году Иерусалима сверхмитрополией, а епископа иерусалимского – патриархом. Процесс возвышения иерусалимских епископов невозможно рассматривать как мгновенный, свершившийся лишь во время правления одного епископа Иерусалима, но как процесс, протекавший почти полтора столетия. В ходе борьбы важную роль сыграли сам город Иерусалим, который постепенно становился Святым городом; апостольское происхождение иерусалимского престола; непосредственно сама ситуация в христианской церкви (в особенности действия таких могущественных иерархов, как папа Римский, патриархи Антиохии и Александрии); догматические споры и, наконец, личные качества и амбиции епископов двух городов. Высокое значение последнего епископа и первого патриарха Иерусалима Ювеналия, подкрепленное действиями предшественников, позволило поставить точку в соперничестве с Кесарией и навсегда возвыситься над ее епископами.
Финансирование
Работа выполнена без внешних источников финансирования.
Скачивания
Библиографические ссылки
Беневич Г.И. 2015. Св. Кирилл Иерусалимский и борьба за возвышение Иерусалимской кафедры в IV в. В кн.: Научная сессия ГУАП (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения). Сборник докладов. В 3-х частях. Санкт-Петербург, [б. и.]: 75–85.
Болотов В.В. 1913. Лекции по истории Древней Церкви. Том 3. Петроград, 340 с.
Болотов В.В. 1918. Лекции по истории Древней Церкви. Том 4. Петроград, 599 с.
Ващева И.Ю. 2009. Концепция Поздней Античности в современной исторической науке. Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 6 (1): 220–231.
Голубцов А.П. 1894. О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в св. землю, Рим и Царьград. Богословский вестник, I (3): 446–462.
Захаров Г.Е. 2012. «Апостольский престол» в творениях свт. Либерия Римского и свт. Афанасия Великого. Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ, 47: 62–69.
Л’Юилье, архиепископ Петр. 2005. Правила первых четырех Вселенских соборов. Пер. с фр. Москва, Срет. монастырь: Моск. духов. акад., 528 с.
Милаш, епископ Никодим. 2001. Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Пер. с серб. Москва, Отчий дом. 650 с.
Миронов А. 1999. История Антиохийской схизмы в IV в.: евстафиане, мелетиане и аполлинариане. Христианское чтение, 17: 88–113.
Селунская Н.А. 2004. Осень средневековья и поздняя античность: как антиковеды с медиевистами историю делили. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 13: 232–246.
Ariel D.T. 2020. The Byzantine Coins. In: Jerusalem. Excavations in the Tyropoeon Valley (Givʻati Parking Lot) II, The Byzantine and Abbasid Periods. Part 1: Stratum V – The Byzantine Period (IAA Reports 66). Jerusalem: 159–182.
Bright W. 1903. The Age of the Fathers: Being Chapters in the History of the Church During the Fourth and Fifth Centuries. Longmans, Green, 543 p.
Brown. P. 1971. The World of Late Antiquity: from Marcus Aurelius to Muhammad. London, 216 p.
Cameron A., Ward-Perkins B., Whitby M. 2008. The Cambridge Ancient History: Late Antiquity: Empire and Successors, A.D. 425–600. Cambridge University Press, 1101 p.
Drijvers J. 2004. Cyril of Jerusalem: Bishop and City. Leiden-Boston, 214 p.
Dvornik F. 1958. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Cambridge, 342 p.
Hansen I.L., Wickham C. 2000. The Long Eighth Century. Brill, 388 p.
Honigmann E. 1950. Juvenal of Jerusalem. Washington, DC: Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, 279 p.
Isaac B.H. 1997. The Near East Under Roman Rule: Selected Papers. Brill, 484 p.
Jacobson D.M. 2020. The Enigma of the Name Īliyā (= Aelia) for Jerusalem in Early Islam. Available at: https://www.academia.edu/38981188/The_Enigma_of_the_Name %C4%AAliy%C4%81 Aelia for Jerusalem in Early Islam (accessed 8 September 2023).
Kötter J.-M. 2022. Palestine at the Periphery of Ecclesiastical Politics? The Bishops of Jerusalem after the Council of Chalcedon. In: City of Caesar, City of God. Constantinople and Jerusalem in Late Antiquity. De Gruyter: 241–259.
Opper T. 2009. Hadrian: Machtmensch und Mäzen. Darmstadt, 256 p.
Sear D. 1987. Byzantine Coins and Their Values. London, 528 p.
Schaff Ph. 1899. The Seven Ecumenical Councils. New York, 1500 p.
Schäfer P. 2003. The Bar Kokhba war Reconsidered: New Perspectives on the Second Jewish Revolt against Rome. Mohr Siebeck, 313 p.
Trampedach K. 2022. The Making of the Holy Land in Late Antiquity. In: City of Caesar, City of God. Constantinople and Jerusalem in Late Antiquity. De Gruyter: 11–38.
Walker P. 1990. Holy City Holy Places? Christian Attitudes to Jerusalem and the Holy Land in the Fourth Century. Oxford: Clarendon Press, 438 p.
Wallace-Hadrill D.S. 1960. Eusebius of Caesarea. London, 224 p.
Wirgman A.T. 2008. The Constitutional Authority of Bishops in the Catholic Church: Illustrated by the History and Canon Law of the Undivided Church from the Apostolic Age to the Council of Chalcedon, A.D. 451. Fisher Press, 219 p.
Zlotnik Y. 2012. The Minting of Coins in Jerusalem during the Roman Period. Available at: https://www.academia.edu/9828968/ The Minting of Coins in Jerusalem during the Roman Period (accessed 14 September 2023).
Просмотров аннотации: 73
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.