Специфика городской жизни провинции Палестина в эпоху Поздней античности
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-2-272-283Ключевые слова:
Поздняя античность, провинция Палестина, город, полиэтничность, поликонфессиональность, многоязычие, торговля, образование, античные традицииАннотация
Целью статьи является изучение одного из ключевых аспектов актуальной темы в историографии – особенностей городской жизни в позднеантичный период. В качестве географических рамок была выбрана территория весьма значимой для империи провинции Палестина. Изложение материала построено при помощи нарративного, сравнительно- исторического, историко-генетического, синхронного и диахронного методов. Результатом исследования стало выявление таких особенностей жизни городов региона, как полиэтничность, поликонфессиональность, многоязычие, активная торговля, определѐнный уровень образованности жителей городов, сохранение некоторых античных традиций и сосуществование их с христианским образом жизни. Автор показывает, что в это время жизнь в городах была активной и лишь для конца эпохи свойственно некоторое «замирание» ритма городской жизни. С узко исторической точки зрения результаты могут дать существенное понимание самой позднеантичной эпохи, с прикладной – помочь взглянуть на современную ситуацию в Палестине под другим углом.
Скачивания
Библиографические ссылки
Беневич Г.И. 2015. Св. Кирилл Иерусалимский и борьба за возвышение Иерусалимской кафедры в IV в. В: Научная сессия ГУАП (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения). Сборник докладов. В 3-х частях. СПб.: 75–85.
Болгов Н.Н. 2009. Поздняя античность: история и культура. Белгород, 88.
Болгов Н.Н. 2014. Ранневизантийская Газа в Палестине: город и его писатели. В: Античная древность и средние века. Вып. 42: 38–52.
Болгов Н.Н., Агаркова Ю.Н. 2013. К истории Кесарии Палестинской в ранневизантийское время. В: Кондаковские чтения IV. Белгород: 78–83.
Болгова А.М. 2011. Хорикий из Газы: античная риторика как форма для византийской школы. В: Научные ведомости. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. № 1 (96). Вып. 17: 48–53.
Болгова А.М., Болгов Н.Н. 2018. Ранневизантийская школа: античное и христианское (по Хорикию из Газы). В: Европейские традиции высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам. Великий Новгород: 185–193.
Бузанакова О.В. 2017. Кесария Палестинская в III–V вв.: выпускная квалификационная работа: 44.03.05. Белгород, 103.
Ващева И.Ю. 2005. Кесария Палестинская в III – первой половине VII вв. В: Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Вып. 1 (4): 13–25.
Ващева И.Ю. 2009. Концепция поздней античности в современной исторической науке. В: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6 (1): 220–231.
Ващева И.Ю. 2017. Средиземноморский мир в эпоху поздней античности и раннего средневековья. Нижний Новгород, 46.
Иероним. 1884. Творения блаженного Иеронима Стридонского. в 17-ти томах. Ч. 2. Письма № 44–86. Киев, тип. И.И. Чоколова, 430.
Кирилл Иерусалимский. 2010. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., Благовест, 352.
Кондратьев С.П. (ред.). 1996. Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М., Арктос, 917.
Курбанов А.В. 2018. Повседневная жизнь ранневизантийской палестинской киновии: на примере Газского монастыря аввы Серида: дисс. канд. ист. наук: 07.00.03. Белгород, 247.
Курбатов Г.Л. 1962. Ранневизантийский город (Антиохия в IV веке). Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 286.
Лопатина М.Ю. 2017. Современная зарубежная историография истории Поздней античности и Ранней Византии (1990–2015 гг.). Белгород, 104.
Манохин Я.В. 2018. Ранневизантийская Газа – христианский интеллектуальный центр: дисс. канд. ист. наук: 07.00.03. Белгород, 254.
Помяловский И. (ред.). 1885. Кирилл Скифопольский. Житие св. Саввы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским в древнерусском переводе. В: Палестинский патерик. Вып.1. СПб., 155.
Помяловский И. (ред.). 1898. Кирилл Скифопольский. Житие иже во Святых отца нашего Евфимия Великого. В: Палестинский патерик. Вып. 2. СПб., 108.
Созомен. 1851. Эрмий Созомен Саламинский. Церковная история. СПб., Типография Э. Фишера, 636.
Сухова Ж.М. 2020. У истоков армянской общины в Иерусалиме в период Поздней Античности (начало V – первая половина VII вв.). В: Исторические типы человеческих сообществ: материалы I Всероссийской студенческой научной конференции «Исторические типы человеческих сообществ» (29 февраля – 1 марта). Казань: 38–43.
Тимофеев М.А. (ред.). 1993. Феодорит Киррский. Церковная история. М., Росспэн, 240.
Уоттс Э. 2019. Образование в поздней античности. Общение, мысль и социализация. В: HYPOTHEKAI. Вып. 3: 306–338.
Чехановец Я.М. 2006. «Marnas victus est a Christo». К вопросу о христианизации древней Газы. В: Мнемон. Вып. 5. СПб.: 419–454.
Ashkenazi Y. 2004. Sophists and Priests in Late Antique Gaza According to Choricius the Rhetor. In: Christian Gaza in late antiquity. Leiden, Brill: 195–208.
Cotton H.M., Di Segni L., Eck W. et al. 2011. Corpus Inscriptionum Iudaeae/Palestinae. Volume II: 1121–2160. Berlin/Boston, Walter de Gruyter GmbH & Co. KG, 918.
Cotton H.M., Di Segni L., Eck W. et al. 2012. Corpus Inscriptionum Iudaeae/Palestinae. Volume I: Jerusalem. Part 2: 705–1120. Berlin/Boston, Walter de Gruyter GmbH & Co. KG, 575.
Cotton H.M., Di Segni L., Eck W. et al. 2014. Corpus Inscriptionum Iudaeae/Palestinae. Volume III: 2161–2648. Berlin/Boston, Walter de Gruyter GmbH & Co. KG, 738.
Downey G. 1963. Gaza in the Early Sixth Century. Norman, University of Oklahoma Press, XV, 172.
Jones A.H.M. 1940. The Greek City from Alexander to Justinian. Oxford, 393.
Levine L. 1975. Caesaria under Roman Rule. Leiden, Brill, 320.
Maxwell J.L. Rhetoric and society: Contexts of public speaking in Late antique Antioch. In: Christianization and Communication in Late Antiquity: John Chrysostom and his Congregation in Antioch. Cambridge University Press, 2006. P. 42–64.
Meyer M.A. 1907. A History of the City of Gaza. New York, 182.
Sivan H. 2008. Palestine in Late Antiquity. Oxford, New York, 322.
Tchekhanovets Y. 2018. The Caucasian Archaeology of the Holy Land: Armenian, Georgian and Albanian communities between the fourth and eleventh centuries CE. Leiden – Boston, Brill, 307.
Walker P. 1990. Holy City Holy Places? Christian attitudes to Jerusalem and the Holy Land in the 4th century. Oxford, OUP: 86–89.
Warland R. 1999. Die Mosaikkarte von Madaba und ihre Kopie in der Sammlung des Archäologischen Instituts der Universität Göttingen. In: Georgia Augusta. Band. 71. Freiburg, Sonderdrucke aus der Albert-Ludwigs Universität Freiburg: 41–48.
Просмотров аннотации: 538
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.