Экономический симбиоз городов, монастырей и паломничества и его роль в экономическом процветании Палестины в IV–VII вв.
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2025-52-1-69-86Ключевые слова:
город, монастырь, монах, паломничество, монастырская экономика, паломник, экономика, экономический симбиоз, Палестина, Поздняя античностьАннотация
Статья посвящена исследованию экономического симбиоза городов, монастырей и паломничества, а также влияния этих отношений на экономическое процветание Палестины в IV–VII вв. Города были соединены хорошо спланированной дорожной сетью, по которой паломники, купцы и торговцы для безопасности перемещались совместно. У монастырей было несколько источников доходов. Среди них собственный труд монахов (обработка земли, плетение корзин); пожертвования, дарения и завещания в пользу монастырей – вероятно, они были наибольшим источником дохода, на эти средства содержались монастыри, платили налоги, строились странноприимные дома, подспорьем могли стать доходы от сдачи земли в аренду. Труднее оценить размах средств, вырученных от продажи ампулл, оказания услуг сопровождения монахом паломников по святым местам и от оплаты за место в странноприимном доме. Вероятно, даже небольшая плата при монастырях V–VI вв. была вполне уместной и приемлемой. В некоторых случаях церкви и монастыри или даже часть региона могли быть освобождены от уплаты налогов. Однако богатство и процветание монастырей, которые вносили значительный вклад в региональную экономику позднеантичной Палестины, имели значимые социальные функции в эпоху трансформаций и изменений: средства в том числе шли на заботу о больницах, о домах для стариков, сирот и бедняков; подобные дома появлялись при монастырях. Все это, наряду с другими факторами, играло существенную роль в экономическом развитии Палестины, позволяло городам и монастырям Палестины процветать в эпоху Поздней античности и превратиться в развитый центр христианского мира, в который люди шли в поисках внутреннего самоочищения и физического исцеления, в поисках духовных ориентиров в переломные жизненные моменты.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список литературы
Ващева И.Ю. 2009. Концепция Поздней Античности в современной исторической науке. Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 6(1): 220–231.
Гасратян С.М. 2019. Взаимоотношения Израиля и арабо-суннитских стран в контексте международных и региональных проблем: столкновение или диалог цивилизаций? Том 1. Израиль и арабо-суннитские страны Ближнего Востока (война или мир?). Москва, Издатель Воробьев А.В., 2019. 504.
Максимович К.А. 2007. Законодательство императора Юстиниана I о монашестве (часть 1): новеллы V и LXXIX. Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия, 4(20): 38–51.
Рышковская А.Ю. 2014. Традиция женского аскетизма и монашества на ранневизантийском Востоке: Египет и Палестина. Дис. ... канд. ист. наук. Белгород, 283.
Чехановец Я., Вах К.А. 2019. Византийский монастырь и консульский дом в Иерусалиме (по материалам раскопок 2018 г.). Российская археология, 3: 147–157.
Юзефовский Б. 2015. Постоялые дворы (xenodochia) в монастырях Святой земли в византийский период. Иерусалимский Православный Семинар, 6: 9–16.
Aviam M. 2017. Monasteries and Villages: Rural Economy and Religious Interdependency in Late Antique Palestine. Vigiliae Christianae. 71(2): P. 117–133.
Aviam M., Ashkenazi J. 2018. Economic Growth and Religious Materiality in Christian Upper Galilee in Late Antiquity. Available at: https://www.academia.edu/41294442/Economic_growth_and_ religious_materiality_in_Christian_Upper_Galilee_in_Late_Antiquity (accessed 8 September 2024).
Blanke L., Cromwell J. 2023. The Monastic Economies in Late Antique Egypt and Palestine: Past, Present, and Future. In: Monastic Economies in Late Antique Egypt and Palestine. Cambridge University Press: 1–38.
Brown. P. 1971. The World of Late Antiquity: From Marcus Aurelius to Muhammad. London, 216.
Cameron A., Ward-Perkins B., Whitby M. 2008. The Cambridge Ancient History: Late Antiquity: Empire and Successors, A.D. 425–600. Cambridge University Press, 1101.
Di Segni L., Gellman D. 2017. A Justinian Inscription North of Byzantine Jerusalem, and its Importance for the Dating of the Nea Church Inscription. New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region Collected Papers. XI: 27–37.
Donner H. 1992. The Mosaic Map of Madaba: An Introductory Guide. Pharos, 102.
Goldfus H. 2003. Urban Monasticism and Monasteries of Early Byzantine Palestine – Preliminary Observations. Aram Periodical, 15(1): 71–79.
Heiska N. The Economy and Livelihoods of The Early Christian Monasteries in Palestine. Available at: https://core.ac.uk/reader/14915150 (accessed 17 August 2024).
Hirschfeld Y. 1993. Euthymius and his Monastery in the Judean Desert. Liber Annuus. 43: 339–371.
Hirschfeld Y. 2004. The Monasteries of Gaza: An Archaeological Review. In: Christian Gaza in Late Antiquity. Jerusalem Studies in Religion and Culture, 3: 61–88.
Landes-Nagar A. 2020. Kh. Harsis (Sha’ar HaGai) – An Iron Age 2 Settlement and a Byzantine Road Station: Bathhouse, Structure, and Installations. Available at: https://www.academia.edu/43901268/Landes_Nagar_A_2020_Kh_Harsis_Shaar_HaGai_An_Iron_Age_2_Settlement_and_a_Byzantine_Road_Station_Bathhouse_Structure_and_Installations?nav_from=9142ae06-fe3c-4da2-aca2-9174b6d71dc3 (accessed 13 September 2024).
Patrich J. 1995. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, Forth to Seventh Centuries. Dumbarton Oaks, 419.
Patrich J. 2001. The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Peeters Publishers, 463.
Roll I. 1999. The Roads in Roman-Byzantine Palestine and Arabia. In: The Madaba Map Centenary
–1997, Jerusalem: 109–113.
Selinger Y. 1998. The Identification of the Jerusalem-Lydda (Diospolis) Roman Road on the Madaba Map and Kh. el Latatin. Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society, 16: 75–84.
Stemberger G. 2000. Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century. A&C Black, 350.
The Piligrimage of The Holy Paula. 1887. Palestine Pilgrims’ Text Society. London, 297.
Tsafrir Y. 2000. Procopius and the Nea Church in Jerusalem. Antiquité Tardive, 8: 149–164.
Whiting M. 2012. Asceticism and Hospitality as Patronage in the Late Antique Holy Land: The Examples of Paula and Melania the Elder. Female Founders in Byzantium and Beyond, LXI: 74–84.
References
Vashcheva I.Ju. 2009. Koncepciya Pozdnej Antichnosti v sovremennoj istoricheskoj nauke [Concept of Late Antiquity in the Modern Historical Science]. Vestnik NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 6(1): 220–231.
Gasratjan S.M. 2019. Vzaimootnoshenija Izrailja i arabo-sunnitskih stran v kontekste mezhdunarodnyh i regional'nyh problem: stolknovenie ili dialog civilizacij? Tom 1. Izrail' i arabo-sunnitskie strany Blizhnego Vostoka (vojna ili mir?) [The Relationship between Israel and the Arab-Sunni Countries in the Context of International and Regional Problems: A Clash or a Dialogue of Civilizations? Vol. 1. Israel and the Arab-Sunni Countries of the Middle East (War or Peace?)]. Moscow, Izdatel' Vorob'ev A.V., 2019. 504.
Maksimovich K.A. 2007. Zakonodatel'stvo imperatora Justiniana I o monashestve (chast' 1): novelly V i LXXIX [Legislation of Emperor Justinian I on Monasticism (Part 1): Novellas V and LXXIX]. St. Tikhon’s University Review. Series I: Theology. Philosophy. Religious Studies, 4(20): 38–51.
Ryshkovskaja A.Ju. 2014. Tradicija zhenskogo asketizma i monashestva na rannevizantijskom Vostoke: Egipet i Palestina [Tradition of Female Asceticism and Monasticism in the Early Byzantine East: Egypt and Palestine]. Dis. ... kand. ist. nauk. Belgorod, 283.
Chehanovec Ja., Vah K.A. 2019. Vizantijskij monastyr' i konsul'skij dom v Ierusalime (po materialam raskopok 2018 g.) [Byzantine Monastery and Consular House in Jerusalem (Based on the Excavations of 2018)]. Rossijskaja arheologija, 3: 147–157.
Juzefovskij B. 2015. Postojalye dvory (xenodochia) v monastyrjah Svjatoj zemli v vizantijskij period [Guesthouses (xenodochia) in the Monasteries of the Holy Land in the Byzantine Period]. Ierusalimskij Pravoslavnyj Seminar, 6: 9–16.
Aviam M. 2017. Monasteries and Villages: Rural Economy and Religious Interdependency in Late Antique Palestine. Vigiliae Christianae. 71(2): P. 117–133.
Aviam M., Ashkenazi J. 2018. Economic Growth and Religious Materiality in Christian Upper Galilee in Late Antiquity. Available at: https://www.academia.edu/41294442/Economic_growth_and_ religious_materiality_in_Christian_Upper_Galilee_in_Late_Antiquity (accessed 8 September 2024).
Blanke L., Cromwell J. 2023. The Monastic Economies in Late Antique Egypt and Palestine: Past, Present, and Future. In: Monastic Economies in Late Antique Egypt and Palestine. Cambridge University Press: 1–38.
Brown. P. 1971. The World of Late Antiquity: From Marcus Aurelius to Muhammad. London, 216.
Cameron A., Ward-Perkins B., Whitby M. 2008. The Cambridge Ancient History: Late Antiquity: Empire and Successors, A.D. 425–600. Cambridge University Press, 1101.
Di Segni L., Gellman D. 2017. A Justinian Inscription North of Byzantine Jerusalem, and its Importance for the Dating of the Nea Church Inscription. New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region Collected Papers. XI: 27–37.
Donner H. 1992. The Mosaic Map of Madaba: An Introductory Guide. Pharos, 102.
Goldfus H. 2003. Urban Monasticism and Monasteries of Early Byzantine Palestine – Preliminary Observations. Aram Periodical, 15(1): 71–79.
Heiska N. The Economy and Livelihoods of The Early Christian Monasteries in Palestine. Available at: https://core.ac.uk/reader/14915150 (accessed 17 August 2024).
Hirschfeld Y. 1993. Euthymius and his Monastery in the Judean Desert. Liber Annuus. 43: 339–371.
Hirschfeld Y. 2004. The Monasteries of Gaza: An Archaeological Review. In: Christian Gaza in Late Antiquity. Jerusalem Studies in Religion and Culture, 3: 61–88.
Landes-Nagar A. 2020. Kh. Harsis (Sha’ar HaGai) – An Iron Age 2 Settlement and a Byzantine Road Station: Bathhouse, Structure, and Installations. Available at: https://www.academia.edu/43901268/Landes_Nagar_A_2020_Kh_Harsis_Shaar_HaGai_An_Iron_Age_2_Settlement_and_a_Byzantine_Road_Station_Bathhouse_Structure_and_Installations?nav_
from=9142ae06-fe3c-4da2-aca2-9174b6d71dc3 (accessed 13 September 2024).
Patrich J. 1995. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, Forth to Seventh Centuries. Dumbarton Oaks, 419.
Patrich J. 2001. The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Peeters Publishers, 463.
Roll I. 1999. The Roads in Roman-Byzantine Palestine and Arabia. In: The Madaba Map Centenary
–1997, Jerusalem: 109–113.
Selinger Y. 1998. The Identification of the Jerusalem-Lydda (Diospolis) Roman Road on the Madaba Map and Kh. el Latatin. Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society, 16: 75–84.
Stemberger G. 2000. Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century. A&C Black, 350.
The Piligrimage of The Holy Paula. 1887. Palestine Pilgrims’ Text Society. London, 297.
Tsafrir Y. 2000. Procopius and the Nea Church in Jerusalem. Antiquité Tardive, 8: 149–164.
Whiting M. 2012. Asceticism and Hospitality as Patronage in the Late Antique Holy Land: The Examples of Paula and Melania the Elder. Female Founders in Byzantium and Beyond, LXI: 74–84.
Просмотров аннотации: 0
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Via in tempore. История. Политология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.