Организация учебного процесса в высших школах ранневизантийского Берита (по Захарии Ритору)
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-48-54Ключевые слова:
Ранняя Византия, Берит, Захария Схоластик, высшее образование, философия, риторика, юридические школыАннотация
Статья посвящена попытке реконструкции организации учебного процесса в юридической школе Берита (совр. Бейрут). Основания для изучения данного вопроса дают разнообразные литературные источники, написанные в нескольких жанрах и отличающиеся различной исторической ценностью. Юридическая школа наиболее известна нам из сохранившегося сирийского перевода сочинения Захарии Схоластика (Ритора) «Жизнь Севера» об известном антиохийском епископе. Текст проливает яркий свет на организацию учебного процесса и представляет собой несколько занимательных эпизодов из жизни преподавателей и студентов тогдашней знаменитой юридической школы в конце V века. Студенты попадали в Бейрутскую высшую школу, только пройдя предварительную подготовку, в частности, такие школы были в Александрии. В Бейруте в обучение шло 5 курсов, каждый курс носил свое название. Обучение велось 5 дней в неделю и основывалось на римской классической юридической традиции. Важную роль в жизни школы играло христианство, многие студенты-правоведы посвятили себя впоследствии религиозной деятельности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Болгова А.М., Болгов Н.Н. 2013. Позднеантичный Берит в Финикии и его юридическая школа. В: Государство и общество: взаимодействие и противостояние. Воронеж, ВГУ, 306–311.
Липшиц Е.Э. 1976. Право и суд в Византии в IV–VIII вв. Л., Наука, 232.
Липшиц Е.Э. 1984. Юридические школы и развитие правовой науки. B: Культура Византии IV – первая половина VII вв. М., Наука, 360–367.
Киселева Ю.П. 2018. Профессора права в Ранней Византии. В: Классическая и византийская традиция. 2018. Белгород, 335–338.
Кофанов Л.Л. (ред.). 2002. Дигесты Юстиниана. М., Статут, 584.
Тюнина О.С. 2018. Политика Юстиниана Великого в отношении школ права. В: Классическая и византийская традиция. 2018. Белгород, 338–343.
Ambjörn L. 2008. The Life of Severus by Zachariah of Mytilene. Piscataway, N.J., 123.
Bradbury S. 2004. Selected Letters of Libanius. Liverpool, UP, 289.
Brock S., Fitzgerald B., 2013. Two Early Lives of Severos, Patriarch of Antioch. Liverpool, UP, 175.
Cameron, Av. 2009. Old and New Rome: Roman studies in sixth-century Constantinople. In: P. Rousseau and M. Papoutsakis (eds). Transformations of Late Antiquity. Essays for Peter Brown (Farnham), 15–36.
Collinet P. 1925. Histoire de l’École de Droit de Beyrouth. Paris, Recueil Sirey, 333.
Cribiore R. 2007. The School of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton, UP, 360.
D’Alton J., Youssef Y. (eds.). 2016. Severus of Antioch. His Life and Times. Leiden; Boston, Brill, XIII, 201.
Destephen S. 2008. Prosopographie chrétienne du Bas-Empire, 3. Diocèse d’Asie. Paris, 325–641.
Fedalto G. 1988. Hierarchia Ecclesiastica Orientalis. Vol. I–II. Padua, 1208.
Garitte G. 1966. Textes hagiographiques orientaux rélatifs à saint Léonce de Tripoli, II. L’homélie copte de Sévère d’Antioche. Paris, Le Muséon, 79, 335–386.
Hall L. 2005. Roman Berytus. Beirut in Late Antiquity. London, Routledge, 375.
Kugener M. 1904. Vie de Sévère par Jean de Beth Aphtonia. Patrologia Orientalis, t. 2.3, 187.
MacAdam H.I. 2001/02. Studia et circenses: Beirut’s Roman Law School in its colonial, cultural context. Aram, 13/14, 193–226.
Markopoulos A. 2013. In search for «Higher Education» in Buzantium. In: Зборник радова Византолошког института [Zbornik radova Vizantoloshkog instituta]. 50, 29–44.
Nau F. 1899. Vie de Sévère patriarche d’Antioche. Revue de l’Orient chrétien, 4, 543–571.
Rochette B.1997. Le latin dans le monde grec. Brussels, P., 423.
Spanuth M. 1893. Das Leben des Severus von Antiochien in syrischer Übersetsung. Göttingen, 216.
Watt J. 2010. Rhetoric and Philosophy from Greek into Syriac. Farnham, Ashgate, 330.
Wypszycka E. 1996. Études sur le christianisme dans l’Égypte de l’Antiquité tardive. Rome, Edizione, 452.
Young R.A.D. 1990. Zacharias: The Life of Severus: Introduction and Translation. In: Ascetic Behavior in Gréco-Roman Antiquity: A Sourcebook. Minneapolis, Fortress Press, 312–328.
Просмотров аннотации: 372
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.