Реклама как индикатор развития предпринимательства в Средней Азии в конце XIX ‒ начале XX века: рынок алкогольной продукции
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2025-52-3-662-673Ключевые слова:
реклама, алкогольный рынок, коммерция, купечество, Средняя Азия, путеводитель, объявленияАннотация
В работе рассматривается формирование алкогольного рынка на территории Средней Азии в конце XIX – начале XX в. в контексте распространения печатной коммерческой рекламы. В качестве источников автором были привлечены опубликованные материалы информационно-справочного характера (путеводители, справочники, адрес-календари). Текстовая и визуальная часть объявлений, размещенных в этих изданиях, позволяет увидеть особенности развития нетрадиционной для мусульманского Востока сферы предпринимательства. Для достижения цели исследования применялись общеисторические методы, инструменты источниковедческого анализа и социальной психологии. В завершении исследования сделан вывод, что купеческая реклама благодаря информационно-текстовому насыщению и иллюстративному ряду является уникальным источником по проблеме модернизации архаичной феодальной экономики ханств Средней Азии в период господства Российской империи, дающим представление о специфике и акторах этого процесса.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Бодров-Повираев Н.И. 1908. Путеводитель-справочник по Оренбургу и Ташкентской железной дороге с расположенными на ней городами. Оренбург, Паровая типо-литография Дворжец, 120 с.
Варенцов Н.А. 2011. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. Вступ. статья, сост., подг. Текста и коммент. В.А. Любартовича и Е.М. Юхименко. Москва, Новое литературное обозрение, 848 с.
Гейер И.И. 1901. Путеводитель по Туркестану (с двумя картами и одним портретом). Изд. I. Ташкент, Типо-литография В.М. Ильина, 316 с.
Гейер И.И. 1908. Весь Русский Туркестан. Ташкент, Туркестанское товарищество печатного дела, 435 с.
Гейер И.И. 1909. Туркестан. Изд. второе, исправленное и дополненное автором. Ташкент, Туркестанское товарищество печатного дела, 406 с.
Дмитриев-Мамонов А.И. 1913. Путеводитель по Туркестану и железным дорогам Средне-Азиатской и Ташкентской. Изд. 6. Санкт-Петербург, Типография И. Шурухта, 552 с.
Добросмыслов А.И. 1912. Ташкент в прошлом и настоящем: исторический очерк. Ташкент, Электропаровая типо-литография О.А. Порцева, 520 с.
Марков Е.Л. 1901. Россия в Средней Азии. Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. В 2-х томах и 6-и частях. Т. 1. Санкт-Петербург, Типография М.М. Стасюлевича, 545 с.
Перехвалил. 1907. Туркестанский скорпион, 5: 16 с.
Справочник и адрес-календарь Самаркандской области. Издание Самаркандского областного статистического комитета. 1899. Самарканд, Типография Белобородова, 294 с.
Список литературы
Абдрахманов К.А. 2021. Коммерческая реклама оренбургских купцов в пореформенный период (последняя четверть XIX ‒ начало XX в.). Исторический бюллетень, т. 4, 4: 14‒26.
Баранова Е.В. 2014. Развитие лекарственной и аптечной рекламы в периодической печати (на материалах тамбовской прессы начала XX в.). Социально-экономические явления и процессы, 4(62): 115‒120.
Жилякова Н.В. 2008. Рекламная политика томских изданий конца XIX в. Вестник Томского государственного университета. Филология, 1(2): 96‒110.
Илива М.Н. 2020. Реклама как исторический источник. Причерноморье. История. Политика. Культура, 30: 72‒76.
Кирцнер И.М. 2001. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. Москва, Юнити-Дана, 239 с.
Лейман И.И. 2023. Зарождение рекламы в российской провинции (на примере купеческих объявлений в «Вологодских губернских ведомостях» во второй трети XIX в.). Уральский исторический вестник, 3(80): 175‒181.
Лигенко Н.П. 2019. Реклама как новое стратегическое направление в предпринимательской деятельности Камско-Вятского региона в конце XIX ‒ начале XX в. Вопросы истории, 12–4: 116‒136.
Логиновская А.В. 2015. Наружная реклама в дореволюционном Барнауле. PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект, 13: 167‒172.
Лужанская Е.С. 2014. Исторический анализ газетной рекламы в начале XX века на территории Кыргызстана. Вестник кыргызско-российского славянского университета, т. 14, 3: 50‒52.
Михайлова А.Е. 2024. Реклама как исторический источник по истории предпринимательства: по материалам самарских газет и справочных изданий второй половины XIX ‒ начала XX века. Исторический поиск, т. 5, 4: 95‒106.
Пухарева Т.В. 2007. История коммерческой рекламы дореволюционной Удмуртии. Сервис PLUS, 3: 59‒62.
Сухотерин Д.Я. 2012. Массовая культура и реклама в России: взаимовлияние феноменов на рубеже XIX‒XX веков (на примере журнала «Нива»). Культура и цивилизация, 2–3: 51‒64.
References
Abdrakhmanov К.А. 2021. Commercial Advertising of Orenburg Merchants During the Post-Reform Period (The Last Quarter of the 19th – Early 20th Century). Historical Bulletin, vol. 4, 4: 14‒26 (in Russian).
Baranova E.V. 2014. Development of Medicinal and Pharmaceutical Advertising in Periodicals (On Materials of the Tambov Press of the Beginning of the XXth Century). Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 4(62): 115‒120 (in Russian).
Zhilyakova N.V. 2008. Advertising Policy of Tomsk Publications at the End of the 19th Century. Tomsk State University Journal of Philology, 1(2): 96‒110 (in Russian).
Iliva M.N. 2020. Advertising as a Historical Source. Prichernomor'e. Istoriya. Politika. Kul'tura, 30: 72‒76 (in Russian).
Kirtsner I.M. 2001. Konkurentsiya i predprinimatel'stvo [Competition and Entrepreneurship]. Moscow, Yuniti-Dana, 239 (Kirzner I.M. 1973. Competition and Entrepreneurship. Chicago, University of Chicago Press, 256).
Leyman I.I. 2023. The Origin of Advertising in the Russian Province (By the Example of Merchant’s Announcements in the “Vologda Provincial Gazette” of the Second Third of the 19th Century). Ural'skiy istoricheskiy vestnik, 3(80): 175‒181 (in Russian).
Ligenko N.P. 2019. Advertising as a New Strategic Direction in Entrepreneurial Activity in the Kama-Vyatka Region in the Late 19th – Early 20th Centuries. Voprosy istorii, 12–4: 116‒136 (in Russian).
Loginovskaya A.V. 2015. Outdoor Advertising in Prerevolutionary Barnaul. PR i reklama v izmenyayushchemsya mire: regional'nyy aspekt, 13: 167‒172 (in Russian).
Luzhanskaya E.S. 2014. Historical Analysis of Newspaper Advertising in the Early XX Century on the Territory of Kyrgyzstan. Vestnik kyrgyzsko-rossiyskogo slavyanskogo universiteta, vol. 14, 3: 50‒52 (in Russian).
Mikhailova A.E. 2024. Advertisement as a Historical Source on the History of Entrepreneurship: Based on the Materials of Samara Newspapers and Reference Publications of the Second Half of the XIX – Early XX Century. Historical Search, vol. 5, 4: 95‒106 (in Russian).
Pukhareva T.V. 2007. History of Commercial Advertising in Pre-Revolutionary Udmurtia. Servis PLUS, 3: 59‒62 (in Russian).
Sukhoterin D.Ya. 2012. Mass Culture and Advertising in Russia: Interference of Phenomena at the Turn of the XIX–XX Centuries (By the Example of "Niva" Magazine). Kul'tura i tsivilizatsiya, 2–3: 51‒64 (in Russian).
Просмотров аннотации: 0
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Via in tempore. История. Политология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
