Этос священнослужителей в период Поздней Античности (по материалам писем Отцов Церкви и епископов)

Авторы

  • Богдан Михайлович Войлоков Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0009-0008-8953-854X
  • Елена Викторовна Литовченко Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-1203-6049

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-3-550-564

Ключевые слова:

этос, священнослужители, епископы, сборники писем, Поздняя Античность

Аннотация

Понятие «этос» сегодня имеет широкий междисциплинарный смысл. Обозначая моральные ценности, убеждения, нормы поведения и идеалы, которые характерны для определенной группы людей или общества в целом в конкретную историческую эпоху, категория этоса применима в области исторического знания. Для определения этоса священнослужителя в позднеантичный период в исследовании использовались в качестве основных источников коллекции писем Отцов Церкви Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Августина Гиппонского и епископов Павлина Ноланского, Сидония Аполлинария, Авита Вьеннского. Корреспонденция, наполненная живым непрекращающимся потоком посланий, позволяет на конкретных примерах реконструировать идеалы и образ жизни церковных деятелей. Анализируя переписку и некоторые другие источники, авторы приходят к выводу, что этос священнослужителя в IV–VI вв. включал такие черты, как посредничество между верующими и властью, принятие важных политических решений, управление общественными процессами. Священнослужители учили верующих духовным истинам, играли важную роль в поддержании единства верующих и в формировании общественного сознания на основе религиозных ценностей. Образ жизни епископа отличался строгостью и аскетизмом, характеризовался воздержанием и стремлением к духовному совершенству.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Богдан Михайлович Войлоков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

магистрант кафедры всеобщей истории, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

E-mail: 1455045@bsu.edu.ru
ORCID: 0009-0008-8953-854X

Елена Викторовна Литовченко, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

декан историко-филологического факультета, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

E-mail: litovchenko@bsu.edu.ru
ORCID: 0000-0002-1203-6049

Библиографические ссылки

Список источников

Alcimus Ecdicius Avitus Viennensis episcopo. Opera quae supersunt. 1883. Rec. R. Peiper. Monumenta Germaniae historica. Auctores antiquissimi T. VI, pars. 2. Berlin: Weidmann, 376.

Ennodius Magnus Felix. Opera omnia. 1882. Ed. G. Hartel. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. V. VI. – Wien: F. Tempsky. 722.

Gregorii Turonensis. Opera omnia. 1884–1885. Ed. W. Arndt, B. Krush. Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerurn Merovingicarum T. 1. Hannoverae: Impensis Bibliopolii Hahniani, 964.

Pontius Meropius Anicius Paulinus episcopus Nolanus. Opera. 1894. Ed. W. Hartel. Wien: F. Tempsky, 462.

Sancti Ambrosii Opera, Pars X, Epistulae et Acta. 1968–1996. Faller, O. and Zelzer, M. eds. Vindobonae: Hoelder-Pichler-Tempsky. 4 vols. Corpus Scriptorum Ecclesiastical Latinorum T. 82, P. I (1968), 241, T. 82, P. II (1990), 192, T. 82, P. III (1982), 368, T. 82, P. IV (1996), 366.

Sancti Aurelii Augustini Opera. 1896. Vol. 31. Rec. Al. Goldbacher. Vindobonae: Tempsky, 268.

Sancti Eusebii Hieronymi stridonensis presbyteri Opera omnia. 1846. Vol. 54. Pars I. J.P. Migne. ed. Paris: Garnier fratres, 708.

Sidonius Apollinaris. Epistolae et carmina. 1887. Luetjohann C. and Krusch B. eds. Berlin: Weidmann, 484.

St John Chrysostom: Six Books on the Priesthood. 1996. Transl. and ed. G. Neville. Crestwood, NY: St Vladimir's Seminary Press, 160.

Sulpicius Severus. Opera. 1866. Rec. C. Halm. Vindobonae: Tempsky, 278.

Список литературы

Августин: pro et contra. 2002. Сост. Р. Светлов, В. Селиверстов. Санкт-Петербург, Изд-во РХГА, 976 с.

Бородич Р.А. 2016. Жизнь и литературные труды святителя Амвросия Медиоланского. Вестник Курганского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 1(40): 36–41.

Буяров Д.В. 2009. Мировоззрение и сочинения Сидония Аполлинария в контексте позднеантичной культуры. Благовещенск, Изд-во БГПУ, 184 с.

Владимиров К.А. 2024. «De vita contemplativa» Юлиана Померия в контексте имущественного положения галльской церкви V–VI вв. Известия Алтайского государственного университета. 2(136): 36–40.

Казаков М.М. 1995. Епископ и Империя: Амвросий Медиоланский и Римская Империя в IV в. Смоленск, Траст-Имаком: Смол. гуманитар. ун-т, 334 р.

Копылов И.А. 2003. Воспитание и образование североафриканского епископа V–VI в. Антиковедение в системе современного образования: Материалы научной конференции, Москва, 26–27 июня 2002 года: 110–112.

Копылов И.А. 2006. Церковь в системе организации власти и общества в Вандальской Африке (V–VI вв.): автореферат дис. ... кандидата исторических наук. Москва: ИВИ РАН, 23 с.

Кривушин И.В. 1994. История и народ в церковной историографии V века. Иваново, Иван. гос. ун-т, 100 с.

Кулаковский Ю.А. 1999. Школа и мировоззрение Авита, епископа Вьеннского. Киев: Изд. дом АСС. 48 с.

Литовченко Е.В. 2019. К вопросу об образе христианина в письмах Сидония. Византийское содружество: традиции и смена парадигм: тез. докл. XXII-й Всероссийской научной сессии византинистов РФ, Екатеринбург, 24–28 сентября 2019 г.: 95–98.

Литовченко Е.В. 2024. Позднеантичная эпистолография латинского Запада: человек на стыке эпох. Москва: Инфра-М, 356 с.

Медик Х. 1994. Микроистория. Thesis. Москва 4: 193–202.

Патцольд Ш. 2017. Епископы, социальное происхождение и организация местной власти около 500 года. Vox medii aevi 1(1): 18–49.

Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Об обязанностях священнослужителей. De officiis ministorum. 1995. Пер. с латин. Гр. Прохорова под ред. Л. Писарева. Москва-Рига: Благовест, 412 с.

Тельминов Е.А. 2009. Христианская церковь в общественно-политической жизни Галлии V в. н. э.: дисс. ... кандидата исторических наук. Тобольск, 190 с.

Allen Р. 2006. The Horizons of a Bishop’s World: The Letters of Augustine of Hippo. The Spiritual Life, Prayer and Spirituality in the Early Church. 4. Strathfield: NSW: 327–337.

Amherdt D. 2001. Sidoine Apollinaire, Le quatrième livre de la correspondance: Introduction et commentaire. Bern: Peter Lang, 589 с.

Andreassen K.A. 2010. The Nature of Episcopal Authority in Fifth-Century Gaul. Thesis (B.A.). Lake Forest College, 138 с.

Augustine Through the Ages: An Encyclopedia. 1999. A. Fitzgeral, J.C. Cavadini (eds.). Cambridge/Grand Rapids (Michigan): Wm. B. Eerdmans, 902 с.

Avitus of Vienne. Letters and Selected Prose. 2002. Transl. with an Intr. and Notes by Shanzer D. and Wood I. Liverpool: Liverpool University Press, 464 с.

Brown P. L. R. 2002. Poverty and Leadership in the Later Roman Empire. London: Press of New England, 160 с.

Cain A. 2009. The Letters of Jerome. Asceticism, Biblical Exegesis, and the Construction of Christian Authority in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, xiv+286 с.

Chadwick H. 2010. Augustine of Hippo: A Life. Oxford: Oxford University Press, 177 с.

Collecting Early Christian Letters. From the Apostle Paul to Late Antiquity. 2015. Ed. by B. Neil and A. Pauline. Cambridge: Cambridge University Press, 276 с.

Conring B. 2001. Hieronymus als Briefschreiber. Ein Beitrag zur spätantiken Epistolographie. Tübingen: J. C. B. Mohr: 274 р.

Conybeare C. 2000. Paulinus Noster Self and Symbols in the Letters of Paulinus of Nola. Oxford: Oxford University Press, 200 p.

Hanaghan M.P. 2019. Reading Sidonius' Epistles. Cambridge: Cambridge University Press, 256 p.

Harries J. 1994. Sidonius Apollinarius and the Fall of Rome, A. D. 407–485. Oxford: Clarendon Press, 292 p.

Kaufmann F.M. 1995. Studien Zu Sidonius Apollinaris. Frankfurt am Main: Peter Lang, 398 p.

Late Antique Letter Collections. A Critical Introduction and Reference Guide. 2017. Ed. by C. Sogno, B.K. Storin, E.J. Watts. Oakland: University of California Press, 488 p.

Laurence P. 1997. Jérôme et le nouveau modèle féminin: la conversion à la vie parfait. Paris: Institut d’E ́tudes Augustiniennes, 547 p.

Liebeschuetz J.H.W.G. 2010. Ambrose of Milan: Political Letters and Speeches. Liverpool: Liverpool University Press, 432 p.

Lizzi Testa R. 1998. I vescovi e i potentes della terra: Definizione e limite del ruolo episcopale nelle due partes imperii fra IV e V secolo D.C. L’évêque dans la cité du IV e au Ve siècle: Image et autorité, ed. E. Rebillard and C. Sotinel. Rome: École françise de Rome: 81–104.

Lizzi Testa R. 2009. The Late Antique Bishop: Image and Reality. A Companion to Late Antiquity. Wiley-Blackwell: 525–539.

Lopez F.M.C. 1994. Sidonio Apolinar, humanista de la antiguedad tardia: su correspondencia. Murcia: Universidad de Murcia, 432 p.

Matthews G.B. 2005. Augustine. Oxford: Wiley-Blackwell, 159 p.

McLynn N.B. 1994. Ambrose of Milan: Church and Court in a Christian Capital. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 436 p.

Mratschek S. 2002. Der Briefwechsel des Paulinus von Nola. Kommunikation und soziale Kontakte zwischen christlichen Intellektuellen. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, ix+732.

New Approaches to Sidonius Apollinaris. C. Sollius Apollinaris Sidonius: Briefe Buch I. 2013. Ed. by J. A. van Waarden and G. Kelly. Leuven: Peeters, 397 p.

O’Donnell J.J. 2005. Augustine: A New Biography. New York: Harper Collins, 396 p.

On the Duties of the Clergy. Ambrose of Milan. H. 2010. De Romestin. transl. Oxford: Benediction Classics, 184.

Pietri L., et al. 2009. Les lettres d’Avit de Vienne. La correspondence d’un évêque «politique». Correspondances. Documents pour l'histoire de l'Antiquité tardive. Actes du colloque international, université Charles-de-Gaulle-Lille 3, 20–22 novembre 2003. Lyon: Maison de l'Orient et de la Méditerranée Jean Pouilloux: 311–331.

Rapp C. 2005. Holy Bishops in Late Antiquity: The Nature of Christian Leadership in an Age of Transition. Berkeley: University of California Press, 358 p.

Rebenich S. 2002. Jerome. London and New York: Routledge, 211 p.

Ribeiro L. Mello C.; Lucero A.; Gontijo E. 2008. O ethos homérico, a cultura da vergonha e a cultura da culpa. Psychе XII (22): 125–138.

Skeb M. 1997. Christo vivere: Studien zum literarischen Christusbild des Paulinus von Nola. Bonn: Borengässer, XXIX, 298 p.

The Edinburgh Companion to Sidonius Apollinaris. 2020. Ed. by G. Kelly, J. van Waarden. Edinburgh: The Edinburgh University Press, 856 p.

The fathers of the church: a New Translation. Saint Augustine letters. 1951. 5 vols. Transl. by Sister Wilfrid Parsons. Washington: The catholic university of America press. Vol. I (1–185), 420. Vol. II (83–130), 401 p.

Trout D.E. 1999. Paulinus of Nola: Life, Letters, and Poems. Transformation of the Classical Heritage. Berkeley: University of California Press, 326 p.


Просмотров аннотации: 5

Поделиться

Опубликован

2024-09-30

Как цитировать

Войлоков, Б. М., & Литовченко, Е. В. (2024). Этос священнослужителей в период Поздней Античности (по материалам писем Отцов Церкви и епископов). Via in Tempore. История. Политология, 51(3), 550-564. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-3-550-564

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории