Некоторые аспекты «enkyklios paideia» в корреспонденции Сидония (Ep. IV. 3 и IX. 9)
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-795-804Ключевые слова:
поздняя античность, энциклопедизм, Сидоний Аполлинарий, эпистолярная коллекцияАннотация
Настоящее исследование посвящено выявлению отдельных аспектов энциклопедических знаний («enkyklios paideia»), встречающихся в текстах писем галло-римского аристократа и епископа V в. Сидония Аполлинария. Традиция энциклопедизма, под которой понимается не просто совокупность знаний из разнообразных наук, но стремление к их демонстрации в одном сочинении с целью просвещения читательской аудитории, зародилась еще в Древней Греции. В Древнем Риме она была подхвачена и развита Варроном, Плинием Старшим и Цельсом. Интеллектуалы поздней античности, тяготевшие к классической культуре, также обнаруживают тенденцию к трансляции своей всесторонней образованности (Марциан Капелла, Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский), подражая, прежде всего, Плинию Старшему. Не избежал этой «моды» и Сидоний Аполлинарий, автор коллекции из 147 посланий. Для анализа были выбраны два его послания (Ep. IV. 3 и IX. 9), адресованные друзьям и коллегам по церковной службе, Клавдиану Мамерту и Фавсту Регийскому. Сидоний хвалит своих знакомых за их обширные знания, сравнивает их с известнейшими философами и ораторами античной эпохи, надеясь при этом на равноценный ответ. Автор статьи приходит к выводу, что энциклопедические знания Сидония носили поверхностный характер, демонстрировались им исключительно с целью самопрезентации – представления себя как образованного человека, интеллектуала. «Школярский энциклопедизм» Сидония использовался не для просвещения, а для поддержания эпистолярных связей, поскольку проявлялся в рамках лаудативного (хвалебного) дискурса, предполагавшего аналогичный и скорый ответ адресата.
Благодарности
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 22-28-00284 «Социальные сети как механизм влияния в общественно-политической и духовной жизни латинского Запада в IV–VI вв.».
Скачивания
Библиографические ссылки
Литовченко Е.В. 2021. Позднеантичная эпистолография в контексте медиевализации и культурного континуитета на латинском Западе (IV–VI вв.). Дисс. д-ра ист. наук. Белгород. 804.
Литовченко Е.В., Парфёнов В.Н. 2018. Фавст Регийский – «святитель, недостойною лирой воспетый». В: Научные ведомости БелГУ. Серия: История, политология. 45 (4): 638–645.
Литовченко Е.В., Шилина С.В. 2018. Патронат и эвергетизм в позднеантичном обществе (по материалам сочинений авторов V – первой половины VI веков). В: Вестник Нижневартовского государственного университета. Гуманитарные науки. 4: 103–113.
Семёнов И.Н., Ссорин Ю.А. 2012. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра (статья первая: рефлексия истоков междисциплинарности естествознания и психологии – от древности до Нового времени). В: Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 5–6: 7–46.
Стасюлевич М.М. (сост.) 2001. История Средних веков: от падения Западной Римской империи до Карла Великого (476–768 гг.). М., АСТ; СПб., Полигон, 496.
Уколова В.И. 1989. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – начало VII века). М., Наука, 320.
Шишков А.М. 2003. Средневековая интеллектуальная культура. М., Издатель Савин С.А., 592.
Шкаренков П.П. 2008. Flavii Cassiodori vita ac iter: автор и риторическая традиция на рубеже античности и средневековья. В: Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 9: 83–101.
Bjornlie Sh. 2015. Rhetoric of Varietas and Epistolary Encyclopedism in the Variae of Cassiodorus. In: Shifting Genres in Late Antiquity. G. Greatrex (ed). Ashgate: 289–303.
Bjornlie Sh. 2009. What Have Elephants to Do with Sixth-Century Politics? In: Journal of Late Antiquity. 2 (1): 143–171.
Brehaut E. 1912. An encyclopedist of the Dark Ages: Isidore of Seville. New York, Columbia University, 274.
Collins R.J.H. 1983. Faustus von Reji. In: Theologische Realenzyklopädie. Band 11. G. Krause, G. Müller (eds.). Berlin, New York, W. de Gruyter: 63–67.
Formisano M. 2013. Late Latin encyclopaedism: towards a new paradigm of practical knowledge. In: Encyclopaedism from Antiquity to the Renaissance. J. König, G. Wolf (eds.). Cambridge, Cambridge University Press: 199–204.
Horvath A.T. 2000. The Education of Sidonius Apollinaris in the Light of his Citations. In: Acta Classica Universitatis Scientiarum Debreceniensis. T. XXXVI: 151–162.
Kaylor N.H., Phillips Ph. E. (eds.). 2012. A Companion to Boethius in the Middle Ages. Leiden, Brill, 662.
Kelly G., Waarden J. van. (eds.). 2020. The Edinburgh Companion to Sidonius Apollinaris. Edinburgh, Edinburgh University Press, 856.
König J., Wolf G. (eds.) 2013. Encyclopaedism in the Roman Empire. In: Encyclopaedism from Antiquity to the Renaissance. Cambridge, Cambridge University Press, 601.
Luetjohann C., Krusch B. (eds.). 1887. Apollinaris Sidoniii Epistolae et carmina. In: Monumenta Germaniae Historica. Auctores Antiquissimi. Т. VIII. Berlin: Weidmann, 484.
Roberts M. 1989. The Jeweled Style. Poetry and Poetics in Late Antiquity. Cornell University Press, 192.
Schmid W. 1957. Claudianus Mamertus. In: Reallexikon für Antike und Christentum: Sachwörterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums mit der antiken Welt. Vol. 1. P. 3. F.J. Dölger (ed.) Stuttgart: Hiersemann Verlag: 169–179.
Smiraglia R. 2014. Introduction: An Overview of Knowledge Organization. In: The Elements of Knowledge Organization. Cham: Springer, 101.
Zimmermann J. 2015. Hermeneutics: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 144.
Просмотров аннотации: 95
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.