«Strange» Oath of Ivan III: an Echo of the Mongols?

Authors

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-829-838

Keywords:

Oath, Ivan III, heresy, Mongols, Genghis Khan, Secret Legend, Muscovy

Abstract

The oath of Grand Duke Ivan III to his brother Andrei, containing an appeal to "Heaven and Earth", is traditionally viewed through the prism of Judeo-Christian heresies. However, the latter, although they had an influence on Ivan's policy at the end of the 15th century, did not contain such pagan concepts. The probable source of such a tradition was the Mongol Empire, which had a strong influence on the spiritual and political life of Russia. The motif of "Heaven and Earth" was typical for the nomads and states of the Far East, and atypical for the Christian and Muslim states of Europe and Asia. The alleged direct source of the borrowed concept was the Horde princes, whose mass transfer to the service of Moscow began in the second half of the 15th century. Ivan introduced into the Christian text of the oath the vocabulary tracing from the Mongolian, as he considered the traditions and images used by the Genghisides to be prestigious. The practice of hushing up the Mongol influence or giving it to the key concepts of Christian semantics in Russian chronicles was violated in this case.

Author Biography

Aleksey E. Vinogradov

Independent researcher

References

Список источников

Павлов А.В. 1908. Памятники древнерусского канонического права. 2-е изд. СПб. Тип. П.А. Александрова, ч. 1. 1472.

Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. Памятники литературы Древней Руси. 1981. Под ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева, т. 3. М.: Художественная литература: 228–235.

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. VI, СПб. Тип. Э. Праца 1853. 358.

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. VIII, СПб. Тип. Э. Праца 1859. 301.

Список литературы

Абаев Н.В. 2013. Влияние тэнгрианской идеологии на социальную организацию и государственность в империях хунну и монголов: некоторые методологические аспекты. Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 6: 134–141.

Алексеев А.И. 2017. О «странной» клятве великого князя Ивана III и о странной манере вести полемику (Ответ В.Я. Петрухину). Палеороссия. Древняя Русь во времени, в личности, в идеях. Вып. 1: 161–178.

Алексеев Н.Н. 1927. Христианство и идея монархии. Путь (Париж). 6 (январь): 15–31.

Асадуллин Ф.А. 2017. «Татарская Московия» – культурно-политический аспект. Вестник РУДН. Всеобщая история. Вып. 9. 2: 169–183.

Бердяев Н.А. 1955. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж: YMCA-Press. 157.

Булдаков В.П. 2015. Кризисный ритм российской истории: к культурно-антропологическому переосмыслению. Политическая концептология. 2: 18–52.

Вернадский Г.В. 2016. Монголы и Русь. М.: Ломоносовъ. 512.

Вероисповедная клятва. 2011. Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, т. 1. А–Л: 198–199.

Градовский А. 1899. Уезд Московского государства. Собрание сочинений. Т. 2. СПБ.: Тип. М.М. Стасюлевича. 492.

Григорьев В.В. 1842. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. М.: Университетская типография. 132.

Дампилова Л.С., Николаева Н.Н. 2022. Жанр клятв в монгольско-маньчжурских источниках. Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. Т. 81. 3: 64–73.

Дугин А.Г. 1996. Мистерии Евразии. М.: Арктогея. 192.

Игнатов И. 2006. Империя: попытка рациональной апологии. «Завтра». 52 (684). 27 декабря.

Исаев И.А. 2009. История государства и права России. М.: Проспект. 800.

Капеллер А. 2004. Формирование Российской империи в XV – нач. XVIII в: наследство Руси, Византии и Орды. Российская империя в сравнительной перспективе. Сост. М. Баталина, А. Миллер. М.: Новое издательство: 98–108.

Ключевский В.О. 1990. Сочинения в 9 т. Т. VIII. М.: Мысль. 528.

Кодзати И.А. 2019. Об устойчивых сочетаниях осетинского языка, обусловленных национальными реалиями. Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. (22): 255–264.

Козин С.А. 1941. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.–Л.: Издательство АН СССР. 619 с.

Королев С.А. 2009. Псефодоморфоза как тип развития: случай России. Философия и культура. 6: 72–85.

Костомаров Н.И. 1912. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, IV. 594.

Кривошеев Ю.В. 2007. Татары и Шелонская битва 1471 г. Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. Т. 2. СПб.: Изд-во СПб университета: 201–207.

Латов Ю.В. 2004. Власть-собственность в средневековой России. Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т. 2. 4: 111–133.

Лурье С.В. 1995. Русские в Средней Азии, англичане в Индии: доминанты имперского сознания и способы их реализации. Цивилизации и культуры. Вып. 2. М.: ИВИ РАН: 252–273.

Милюков П.Н. 1896. Очерки по истории русской культуры. Т. 1. СПб.: «Мир божий» [2], VIII. 222.

Нефёдов С. 2010. История России. Факторный анализ. М.: Территория будущего. Т. I. 376.

Панченко А.Б. 2011. Этноисторические и геополитические положения классического евразийства. Исторический ежегодник Новосибирск. Параллель: 14–24.

Петрухин В.Я. 2018. Евреи в средневековой Руси: парадоксы современного восприятия давней проблемы. Славяноведение. 2: 12–20

Почекаев Р.Ю. 2019. Расправа Чингисхана с Сача-бэки и начало эпохи ханского правосудия. Народы и религии Евразии (Барнаул). 4 (21): 7–16.

Прыжов И.Г. 1868. История кабаков в России в свете истории Русского народа. Санкт-Петербург. М.: М.О. Вольф [8]. 320.

Рудаков В.Н. 2009. Монголо-татары глазами древнерусских книжников cсередины XIII–XV веков. М.: Квадрига. 248 c.

Сахаров А.Н. 2010. Русь на путях к «Третьему Риму». Тула, Гриф и Ко. 240.

Соловьев С.М. 1984. Публичные чтения о Петре Великом. М., Наука. 231.

Трепавлов В.В. 2002. История Ногайской Орды. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 752.

Трубецкой Н.С. 1992. О туранском элементе в русской культуре. Этнографической обозрение. 1: 92–106.

Успенский Б.А. 2021. Странная клятва Ивана III. Studi Slavistici. XVIII 2: 23–32.

Федотов Г.П. 1952. Россия и свобода. Новый град. Сборник статей под ред. Ю.П. Иваска. Нью-Йорк. Издательство имени Чехова: 139–170.

Фогель А.С. 2008. Место древнерусских земель в геополитической системе XIII–XIV вв. по данным восточных авторов. Известия Самарского научного центра РАН. История и археология: 1200–1204.

Чернышов С.А. 2018. Тюркские политические традиции в системе организации власти русского государства и сибирского ханства как фактор их успешной интеграции в XVI–XVII вв. Идеи и идеалы. Т. 2. 4: 139–156.

Шубарт В. 2000. Европа и душа Востока. М.: Русская идея. 443.

Breen J. 1996. The Imperial Oath of April 1868: Ritual, Politics, and Power in the Restoration. Monumenta Nipponica (Sofia University) Vol. 51. No. 4 (Winter): 407–429.

Halperin Ch.J. 1985. Russia and the Golden Horde. The Mongol impact on medieval Russian History. Bloomington, Indiana University Press. 180.


Abstract views: 84

Share

Published

2022-12-30

How to Cite

Vinogradov, A. E. (2022). «Strange» Oath of Ivan III: an Echo of the Mongols?. Via in Tempore. History and Political Science, 49(4), 829-838. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-829-838

Issue

Section

Topical issues of Russian history