К истории изучения древнего христианства в Сирии
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-4-805-812Ключевые слова:
Сирия, христианство, Антиохия, Эдесса, историография, церковьАннотация
В работе предпринята попытка дать очерк историографии истории христианства и древней церкви в Сирии доникейского периода. Для этого авторы предлагают собственную классификацию микрорегионов исторической Сирии в римско-ранневизантийское время с учетом имеющейся как отечественной, так и зарубежной историографической традиции. Выделяется поток зарубежной историографии, которая приобретает позитивистский характер с XIX века, сменив апологетический подход. Тем не менее на взгляды зарубежных исследователей, как правило, большое влияние оказал конфессиональный подход, в большей мере протестантский. В отечественной историографической традиции данными проблемами занимались гораздо меньше. Можно выделить лишь Минскую школу изучения древнего христианства, сложившуюся еще в советский период, но развивающуюся и поныне. Кроме этого, можно назвать лишь отдельные имена ученых, либо систематически, либо эпизодически обращавшихся к данной проблематике. Из отдельных тем и сюжетов интерес вызывают деятельность апостолов в Сирии, роль Антиохии и Эдессы, роль первых епископов Антиохийской церкви, а также жития святых Сирии. В результате проделанного исследования авторы приходят к выводу о том, что полноценного исторического современного исследования истории христианства и церкви в доникейской Сирии еще не сделано.
Скачивания
Библиографические ссылки
Акопян А. 1922. Введение в арамеистику и сириологию. Сергиев Посад, МДА, 752.
Альтхатиб Е. 2017. Социально-экономическое развитие Сирии в римский период (I–III вв. н. э.). Автореферат дисс. канд. ист. наук. Ставрополь, 23.
Бузанаков Ю.В. 2022. Ранневизантийская Антиохия: проблемы топографии и населения. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Белгород, 26.
Виппер Р.Ю. 1995. Рим и раннее христианство. В: Избранные сочинения. Т. 2. РостовнаДону, Феникс: 205–478.
Грушевой А.Г. 2013. Очерки экономической истории Сирии и Палестины в древности (I в. до н. э. – VI в. н. э.). Санкт-Петербург, Нестор-История, 380.
Евтухов И.О. 1991. Концепция человека поздней античности (запад Римской империи, V в. н. э.). Автореферат дисс. канд. ист. наук. Минск, 19.
Кириллов В.М. 2024. Лаодикея Приморская и ее округа в античное время. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Белгород, 27.
Кольцов П.М., Кольцова К.П., Мургаев С.М. 2018. Религиозные мировоззрения народов Сирии в эллинистический и римский периоды. В: Вестник Калмыцкого университета, no. 2(38): 12–18.
Кольцов П.М., Сухейль Л. 2021. История распространения христианства в Сирии в I в. в контексте эллинистической культуры региона. В: Via in tempore. История. Политология, vol. 48, no. 4: 766–774.
Ленцевич О.М. 2001. Женщина в антично-христианской идеологии и церкви. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Минск, 21.
Ленцевич О.М. 2021. Феномен женского мученичества в античном христианстве. В: Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести = Beatitudo nоn est virtutis praemium sed ipsa virtus: материалы междунар. науч. круглого стола, посвящ. 70-летнему юбилею проф. В.А. Федосика. Минск, БГУ: 133–138.
Макарий (Тайяр), архим. 1978. История Антиохийской Церкви от ее основания до нач. XX в. Дисс. Т. 1–2. Москва, МДА.
Пантелеев А.Д. 2017. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования. Санкт-Петербург, Гуманитарная Академия, 384.
Пантелеев А.Д. 2006. Религиозная терпимость и нетерпимость в Риме во II–III вв. В: Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 5: 407–420.
Пантелеев А.Д. 2004. Христианство в Римской империи во II–III вв. (к проблеме взаимоотношений новых религиозных течений и традиционного общества и государства). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 22.
Парфенов В.Н. 2016. Долгое эхо Иудейской войны: Домициан и родственники Иисуса Христа «по плоти». В: Труды Саратовской православной духовной семинарии. Вып. Х: 164–182.
Парфенов В.Н., Литовченко Е.В. 2020. Апостол Павел в Иудее: последний визит. В: Via in Tempore. История. Политология, 47(4): 683–692.
Ренан Э. 1991. Апостол Павел. Москва, Терра, 240.
Ренан Э. 1991. Апостолы. Москва, Терра, 245, LXXVIII.
Саврей В.Я. 2012. Антиохийская школа в истории христианской мысли. Москва, МГУ, 230.
Свенцицкая И.С. 1987. Раннее христианство: страницы истории. Москва, Политиздат, 336.
Торканевский А.А. 2020. Христианство в Риме в I – середине II в. Минск, МДА, 231.
Федосик В.А. 2011. Мученичество в раннем христианстве: очерк исторического восприятия. Минск, БПЦ, 255.
Федосик В.А. 1992. Христианская Церковь в Римской империи в III – нач. IV в.: Автореф. дисс. д-ра ист. наук. в форме научного доклада. Минск, 51.
Федосик В.А., Торканевский А.А., Яновская В.В., Яновский О.А. 2012. Рим и христианские мученики (реалии античности и духовная традиция). Минск, БГУ, 171.
Шафф Ф. 2010. История христианской церкви. Т. 1: Апостольское христианство, 1–100 г. по Р.Х. Санкт-Петербург, Библия для всех, 585.
Шевырев С. Антиохийская Церковь. Санкт-Петербург, [б. и.], 122.
Шифман И.Ш. 1977. Сирийское общество эпохи принципата (I–III вв.). Москва, Наука, 312.
Adams S.A. 2008. Paul the Roman Citizen: Roman Citizenship in the Ancient World and its Importance for Understanding Acts 22: 22–29. In: Paul: Jew, Greek, and Roman. Leiden, Brill: 309–326.
Bremmer J.W., Niklas T., Puig A. 2016. Thecla: Paul's Disciple and Saint in the East and the West. Bristol, Peeters, 405 p.
Brent A. 2007. Ignatius of Antioch: A Martyr Bishop and the Origin of Episcopacy. L., Clark, 192 p.
Davis S.J. 2001. The Cult of Saint Thecla. Oxford: Oxford University Press, 304 p.
Desreumaux A. 1993. Histoire du roi Abgar et de Jésus. Turnhout, Brepols, 184 p.
Devreesse R. 1945. Le patriarcat d'Antioche depuis la paix de l'Eglise jusqu'à la conquête arabe. P., Gabalda, 340.
Downey G. 1961. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, University Press, 786 p.
Drijvers H.J.W. 1980. Cults and Beliefs at Edessa. Leiden, Brill, 205 p.
Dussaud R. 1927. Topographie historique de la Syrie antique et médiévale. P., Geuthner, 632 p.
Elliott N. 2004. The Apostle Paulʼs Self-Presentation as Anti-Imperial Performance. In: Paul and the Roman Imperial Order. Harrisburg – London – New York: Trinity Press International: 67–88.
Jones A.H.M. 1971. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxford, UP, 595 p.
Kollmann B. 1998. Joseph Barnabas: Leben und Wirkungsgeschichte. Stuttgart, Verlag, 100.
Paul and the Roman Imperial Order. 2004. Ed. R. Horsley. Harrisburg; London; New York, Trinity Press International, 208 p.
Read-Wedderburn A. 2002. Paul and Barnabas: The Anatomy and Chronology of a Parting of the Ways. In: Fair Play: Diversity and Conflicts in Early Christianity. Essays in Honour of H. Räisänen. Leiden etc.: 291–310.
Rogers R. 2000. Theophilus of Antioch: The Life and Thought of a Second-Century Bishop. Lanham, Oxford, Lexington Books, 193 p.
Segal J.B. 1970. Edessa, «The Blessed City». Oxford, The Clarendon Press, 308 p.
Trevett Chr. 1992. A Study of Ignatius of Antioch in Syria and Asia. Lewiston, Edwin Mellen Press, 264 p.
Просмотров аннотации: 22
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Via in tempore. История. Политология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.