Кефалайя. Гностический трактат Евагрия Понтийского как один из источников оригенистских идей IV в.

Авторы

  • Анастасия Дмитриевна Стржалковская Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-5277-3812

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-2-317-322

Ключевые слова:

трактат, источник, оригенизм, автор, Евагрий

Аннотация

Евагрий Понтийский интересен нам как сторонник оригенизма. «Кефалайя гностическая» (γνωστικὰ Κεφάλαι) IV века – это один из трудов Евагрия, ставший источником оригенистских идей. «Кефалайя гностическая» переводится как «положения о знании», состоит из 6 книг с 90 положениями (главы). Изначально богословие Евагрия берет свое начало в православной традиции каппадокийских отцов Василия Великого и Григория Богослова. Представленная в данном трактате аскетическая система Евагрия встроена в неоплатоническую космологию. Первым действием Бога, вне времени, было мгновенное сотворение всех посредством первого естественного созерцания. Разум может быть существенно изменен или очищен созерцанием гнозиса. Созерцая телесную природу, аскет может, по милости Божьей, очистить свой ум настолько, чтобы он был способен созерцать бестелесные существа… Рассмотрев данные умозаключения, можно увидеть, что в системе Евагрия присутствует весьма серьезная неортодоксальность, которая синтезирована с неоплатонизмом, стоицизмом, христианством и даже некоторыми уникальными александрийскими элементами. Анафемы против оригенизма в VI веке были направлены главным образом против доктрин, выдвинутых в «Кефалайе гностической».

 

Финансирование
Работа выполнена без внешних источников финансирования.

Биография автора

Анастасия Дмитриевна Стржалковская, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доцент кафедры русского языка, профессионально-речевой и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия
E-mail: Strzhalkovskaya@bsu.edu.ru
ORCID: 0000-0001-5277-3812

Библиографические ссылки

Беневич Г.И. 2017. Евагрий Понтийский и палестинская философско-богословская традиция. ACTA ERUDITORUM. 24: 10–15.

Бунге Г., иером. 2005. Академия: Духовное учение Евагрия Понтийского об унынии. Рига, Изд-во Сретенского монастыря, 140 с.

Добротолюбие в русском переводе. Авва Евагрий. Москва, Типо-Литография И. Ефимова. Большая Якиманка. Собственный дом. 638 с.

Дунаев А.Г., Фокин А.Р. 2007. Евагрий Понтийский. Православная энциклопедия. Москва, «Сибирская Благозвонница». Том 16. 557 с.

Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Перевод с латинского священника М.И. Хитрова. 1898. Сергиев Посад, «Сибирская Благозвонница». 205 с.

История египетских монахов. Под. ред. Кулькова И.А. 2001. Москва, Издательство «ПСТБИ» 128 с.

Карташев А.В. 2008. Вселенские соборы. Минск, Изд. Белорусский Экзархат, Харвест, 639 с.

Кефалайя Гностическая. 2022. Перевод Калвесмаки Д. Париж. 512 с.

Мейендорф И.Ф. 2001. Введение в Святоотеческое Богословие. Минск, Изд-во Фонд «Христианская жизнь». 448 р.

О молитве Иисусовой: Поучения свт. Феофана Затворника. 2001. Москва, «Даниловский благовестник». 220 с.

Полное собрание творений святых Отцов Церкви и церковных писателей. 2007. Москва, Изд-во «Сибирская Благозвонница». 423 c.

Сидоров А.И. 1998. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. Москва, «Сибирская Благозвонница». 135–137 c. 528 с.

Сидоров А.И. 2002. У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. Москва, Паломник. 478 с.

Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. 1994. Пер. А.И. Сидорова. Москва, Изд-во Мартис. 362 с.

Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. 2000. Москва, Изд-во «Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры». 179 с.

Циркин Ю.Б. 2003. История Библейских стран. Москва, Астрель. 577 с.

Шафф Филип. 2010. История Христианской Церкви. Санкт-Петербург, «Библия для всех». 558 с.

Яблонская О.В. 2017. К вопросу о споре Иеронима Стридонского и Руфина Аквилейского. Таврический научный обозреватель. 4 (21): 49–51.

Gombos St.C. 2012. Divine Providence in the Thought of Evagrius. Chicago.

Harmless William. 2004. Desert Christians: an Introduction to the Literature of Early Monasticism. Oxford New York, Oxford University Press.

Kephalaia Gnostika. Les six Centuriesdes Kephalaia Gnostika d’Evagre le Pontique. Ed. A. Guillaumont. 1958. Patrologia Orientalis. V. XXVIII. Fasc. 1. № 134. Paris.

Ó Laughlin M.W. 1987. Origenism in the Desert. Cambridge. Mass., 6–71 p.

Tischendorf C. 1860. Notitia editionis codicis bibliorum Sinaitici. Lpz., 76–122 p.


Просмотров аннотации: 21

Поделиться

Опубликован

2024-06-28

Как цитировать

Стржалковская, А. Д. (2024). Кефалайя. Гностический трактат Евагрия Понтийского как один из источников оригенистских идей IV в. Via in Tempore. История. Политология, 51(2), 317-322. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-2-317-322

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории