Древнейшие дышловые пароконные повозки Китая и проблема их заимствования из степей Евразии
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-2-267-274Ключевые слова:
Синташта – Петровка – Алакуль, Шанский Китай, дышловые пароконные повозки, проблема заимствованияАннотация
Идея археологов бронзового века о проникновении степных «колесниц» Синташты – Петровки – Алакуля в Шанский Китай противоречит тому факту, что древнейшие шанские пароконные двухколёсные повозки с дышлом (1300–1050 гг. до н. э.) были непригодны для быстрой маневренной езды и ведения боя в стоячем положении. Ко времени заимствования китайцами династии Шан они должны были использоваться уже 800 лет и эволюционировать в более развитые в военно-практическом плане и, следовательно, привлекательные и желательные для приобретения и воспроизводства. Сама возможность существования в степях Евразии бронзового века не боевой стоячей колесницы, а сидячего транспортного, ритуального или охотничьего двухколёсного пароконного экипажа с дышлом никоим образом не рассматривается и не берётся во внимание «реконструкторами» урало-казахстанских «боевых» «колесниц» Синташты – Петровки – Алакуля.
Финансирование
Работа выполнена без внешних источников финансирования.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ван Пэн. 2015. Ещё раз об использовании инь-чжоуских изделий в форме лука. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. Т. 14. 4: Востоковедение: 24–36.
Ван Пэн. 2019. К вопросу о происхождении колесниц из Иньсюй. Пер. М.А. Кудиновой. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. Т. 18. 4: Востоковедение: 9–18.
Кучера С. 2010. К вопросу о техническом обеспечении шан-иньских переселений. Учёные записки Отдела Китая Института востоковедения РАН. Вып. 2. Москва: 9–30.
Кучера С. 2013. Повозка (車) в жизни древних китайцев. Учёные записки Отдела Китая Института востоковедения РАН. Вып. 11. Москва: 495–562.
Новоженов В.А. 2012. Чудо коммуникации и древнейший колёсный транспорт Евразии. Под ред. Е.Е. Кузьминой. Москва, Taус, 500 с.
Новоженов В.А. и др. 2014. Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии. Алматы, Остров Крым, 454 с.
Чечушков И.В., Семьян И.А. 2022. Экспериментальное исследование степной колесницы (по материалам синташтинско-петровских памятников позднего бронзового века). Российская археология. 4: 21–34.
Bagley R. 1999. Shang Archaeology. The Cambridge History of Ancient China. From the Origins of Civilization to 221 B.C. Eds. M. Loewe & E. L. Shaughnessy. Cambridge: 124–231.
Barbieri-Low A.J. 2000. Wheeled Vehicles in the Chinese Bronze Age (c. 2000–741 B.C.). Sino-Platonic Papers. № 99. Ed. by V. H. Mair. February: 103.
Chechushkov I.V., Epimakhov A.V. 2018. Eurasian Steppe Chariots and Social Complexity during the Bronze Age. Journal of World Prehistory. Vol. 31. 4: 435–483.
Loades M. Chinese Showreel. Available at: http://www.mikeloades.com/chinese-history/ (accessed: 08 August 2023).
Novozhenov V.A. 2012. Communications and the Earliest Wheeled Transport of Eurasia. Edited by E.E. Kuzmina. M., Taus Publishing, 500.
Shaughnessy E.L. 1988. Historical Perspectives on the Introduction of the Chariot into China. Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 48. 1: 189–237.
Todd G. Albums. Available at: https://www.flickr.com/photos/101561334@N08/albums/ (accessed: 08 August 2023).
Xiang Wan. 2013. The Horse in Pre-Imperial China. Philadelphia: 265 р.
Просмотров аннотации: 100
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.