Реализация государственной молодежной политики в высшей школе в представлении российского студенчества
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-4-1072-1083Ключевые слова:
молодежь, высшее образование, молодежная политика, ценности, компетенции, целевые установки, самореализацияАннотация
В статье определена значимость образования как основы для личностного роста и профессионального становления, раскрывается реализация государственной молодежной политики, направленной на создание условий для самореализации студенческой молодежи в вузе. На основе проведенного Центром социологических исследований Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы социологического исследования определена и проанализирована результативность деятельности государственной молодежной политики в оценках студентов российских вузов. Применение деятельностно-активистского подхода способствовало определению категории «самореализация», а также позволило проанализировать комплекс задаваемых/желаемых мотивационно-побуждающих компонентов активности студенческой молодежи (ценности, компетенции, целевые установки), целенаправленно задаваемых государством условий (системные, структурно-функциональные аспекты) самореализации обучающихся в вузе.
Благодарности
Исследование выполнено в рамках инициативной НИР СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, номер в системе ЕГИСУ НИОКТР 122112800087-2.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/leaders/initiatives/education_leaders/future_skills/
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков рассказал о ключевых аспектах молодежной политики в вузах [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/50610/
Навыки будущего [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/leaders/initiatives/education_leaders/future_skills/
Объединённый совет обучающихся «Союз студентов НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс]. – URL: https://bsuedu.ru/bsu/info/structure/detail.php?ID=245630
Реализация государственной молодёжной политики и воспитательная деятельность в вузах – приоритетные направления высшего образования [Электронный ресурс]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/273903692
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г.) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. от 6 марта 2018 г.). [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/
Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/
Список литературы
Березутский Ю.В. 2022. Ценностные установки молодежи как основа формирования ее правовой культуры. Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональный вектор. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 40--44.
Бойко Ж.В., Гукова И.Н., Крупская С.Ю. 2023. Студенческие клубы как эффективный способ формирования профессиональных компетенций в вузе. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке: Русская идентичность в этнокультурном дискурсе социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала. Том XX, Выпуск 2; 118–125 [Электронный ресурс]. URL: http://eastjournal.ru/ru/v78/ (дата обращения 10.10.2023).
Запесоцкий А.С. 2003. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? Высшее образование в России, 3: 75–81.
Залещук В.Г., Надеева М.В. 2020. Самореализация молодежи и ее ценностные основания. MODERN SCIENCE учредители: научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 4–5: 279–286.
Зубок Ю.А. [и др.]. 2021. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография. Науч. ред. Ю.А. Зубок. Белгород, ООО «Эпицентр». 500.
Инновационный потенциал молодежи: патриотическое сознание и практика гражданского участия. 2013. Материалы Всероссийской молодежной науч.-практич. конф. (Екатеринбург, 8–9 октября 2013 г.). Отв. за вып. Д.Ю. Нархов. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та. 306.
Киселева А. 2023. Что обсуждали на экспертном совете по духовно-нравственным ценностям [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/07/24/986551-chto-obsuzhdali-na-ekspertnom-sovete-po-duhovno-nravstvennim-tsennostyam (дата обращения 10.10.2023).
Куликова Л.Н. 1997. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 315: 268.
Лисовский В.Т. 2000. Ценности жизни и культуры современной молодёжи (социологическое исследование). Тугариновские чтения. Материалы науч. сессии, вып. 1. СПб.: Санкт-Петербургское философ. об-во; 40–44.
Неровня Н.Н., Пальчикова Л.А. 2019. Государственная молодежная политика и ее закрепление в законодательстве в Российской Федерации. Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Часть 2. Пенза, издательство: Наука и Просвещение. 123–125.
Платонов А.И. 2021. Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью. Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 13 апреля 2021 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 9–19 [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/103996 (дата обращения: 04.11.2023).
Пономарев А.В. [и др.]. 2018. Тренды молодежной политики в зеркале социальных наук и технологий: монография. Под общей редакцией д-ра пед. наук А.В. Пономарева, канд. филос. наук Н.В. Поповой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 260.
Пономарев А.В. [и др.]. 2021. Профессиональное образование и социальное партнерство в работе с молодежью: монография. Под ред. А.В. Пономарева, Н.В. Поповой. М., Юрайт; 253.
Российская молодежь: социально-демографический портрет и система ценностей в контексте многонациональной основы российского государства: коллективная монография. 2017. Под ред. чл.-корр. РАН, д-ра экон. наук, проф. С.В. Рязанцева и д-ра социол. наук, проф. Т.К. Ростовской. М., ИТД «ПЕРСПЕКТИВА»; 600: 19.
Ростовская Т.К. [и др.]. 2018. Молодежная политика в системе формирования гражданской идентичности современной молодежи: монография М., Изд-во Российского государственного социального университета; 198.
Тюрина Ю.А. 2023. Государственная молодежная политика: вуз в обеспечении условий самореализации обучающихся. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Том XX. Выпуск 2. Хабаровск; 183–190 [Электронный ресурс]. URL: http://eastjournal.ru/ru/v78/ (дата обращения 10.10.2023).
Тюрина Ю.А. 2023. Проектная деятельность в реализации государственной молодежной политики в вузах. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Том XX. Выпуск 3. Хабаровск; 144–150 [Электронный ресурс]. URL: http://eastjournal.ru/ru/v79/ (дата обращения: 10.10.2023).
Шаповалова И.С., Маликова Е.В. 2017. Реализация государственной молодежной политики в России: региональный аспект [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rossii-regionalnyy-aspekt/viewer (дата обращения: 02.11.2023).
Штомпка П. 2005. Социология. Анализ современного общества; пер. пер. с польск. С.М. Червонной. М., Логос; 664.
Giddeens A. 1984. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge, Polity, 402.
Просмотров аннотации: 136
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.