Противостояние Александрии и Антиохии как ранневизантийских центров монофизитства на примере диспута патриархов Дамиана и Петра Каллиникумского

Авторы

  • Вячеслав Александрович Лихошерстов Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-8187-9904

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-3-581-587

Ключевые слова:

Александрия, монофизиты, Поздняя Античность, Ранняя Византия

Аннотация

В данной работе предпринята попытка дать оценку роли и месту диспута патриархов Дамиана и Петра Каллиникумского в контексте богословского и экклезиологического противостояния Александрии и Антиохии как ранневизантийских центров антихалкидонизма. Для более ранних споров в качестве основополагающей причины разногласий выступал конфликт систем догматического богословия. Теперь же в контексте возникновения антихалкидонских яковитских церквей как альтернативных церковных структур в ранневизантийском обществе, которые окончательно оформились в результате деятельности Якова Барадея и патриарха Феодосия, обозначился вопрос главенства одной из упомянутых кафедр. Также спор патриархов является своеобразным прологом первого этапа религиозной политики императора Ираклия, который примет активное участие в устранении его результатов.

 

Благодарности

Автор выражает глубокую благодарность научному руководителю, доктору исторических наук, профессору Болгову Н.Н. и участникам научного направления «Классическая и византийская традиция».

Биография автора

Вячеслав Александрович Лихошерстов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры всеобщей истории, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Список источников

Chronique de Michel le Syrien, patriarche Jacobite d'Antioche (1166–1199). Ed. and tr. Moosa M. 2014. Trenton, Beth Antioch Press: 465.

John of Ephesus. Ecclesiastical History. Ed. R. Smith. 1860. Oxford, Oxford university press: 452.

Sawerus ibn al-Muqaffa. History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria. Ed. et tr. B. Evvets. 1907. Paris, Paris Firmin-Didot: 232–482.

Список литературы

Блодо Ф. 2020. Подготовка, восприятие и защита Халкидонского собора со стороны Римского папы Льва Великого. В: Вестник ПСТГУ. М.: 11–30.

Болгов Н.Н. 2020. Книжная культура, школы и образованность в Восточном Средиземноморье в IV–VI вв. В: Византийский временник. М.: 34–63.

Болотов В.В. 1918. Лекции по истории древней церкви. Т. 4. Петроград, Третья государственная типография, 600.

Гидулянов П.В. 1908. Восточные патриархи в период первых четырёх Вселенских Соборов. Ярославль, Типография Губернского Правления: 774.

Грацианский М.В. 2006. Миссионерские предприятия 40-х годов VI в. в контексте церковной политики императора Юстиниана. В: KANEKION. М.: 57–101.

Грацианский М.В. 2016. Император Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора. М., Издательство Московского университета: 389.

Дьяконов А.П. 1908. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды. СПб., Типография В.Ф. Киршбаума: 417.

Рудаков А.П. 1997. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., Алетейя: 295.

Blaudeau P. 1997. Le voyage de Damien d' Alexandrie vers Antioche puis Constantinople (579–580) – Motivations et objectifs. : In Orientalia Christiana Periodica. T 63. Rome: 333–361.

Blaudeau P. 2017. Qu’est-ce que la géo-ecclésiokogie? Eléments de définition appliqués a la période tardo-antique (IV–VI E.S.). In: Incontro di Studiosi dell’Antichità Cristiana. XLIII. Roma: 39–56.

Booth P. 2018. Towards the Coptic Church: The Making of the Severan Episcopate. In: Millennium. Volume 14. Berlin – Boston: 151–190.

Brooks E.W. 1929. The patriarch Paul of Antioch and the Alexandrine schism of 575. In: Byzantinische Zeitschrift 30 (1). Leipzic – Berlin: 468–476.

Frend W.H.C. 1972. Rise of the monophysite movement. Cambridge, Cambridge university press, 405.

Giorga M.C. 2009. Bishops-monks in the monasteries: presence and role. In: The Journal of Juristic Papyrology. Volume XXXIX. Warszawa: 49–82.

Hoyland R. 2009. Late Roman provincia Arabia, monophysite monks and Arab tribes: a problem of centre and periphery. In: Semitica et Classica. Volume 2. Brepols: 117–139.

Martindale J.R. 1980. The prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge, Cambridge university press: 1386.

Maspero J. Histoire des patriarches d'Alexandrie : depuis la mort de l'empereur Anatase jusqu'à la réconciliation des églises jacobites (518–616). Paris, Librairie Ancienne Eduard Champion: 393.

Muller C.D.G. 1986. Damian, Papst und Patriarch von Alexandrien. In: Oriens christianus. Volume 70. Wiesbaden: 118–142.

Vööbus A. 1973. The Origin of the Monophysite Church in Syria and Mesopotamia. In: Church History. Volume. 42. Cambridge: 17–26.

Wickham L. 2008. Schism and reconciliation in a sixth-century Trinitarian dispute: Damian of Alexandria and Peter of Callinicus on ‘properties, rôles and relations’. In: International journal for the Study of the Christian Church. Vol. 8, No. 1. London: 3–15.

Wipszycka E. 2011. Les elections episcopales en Egypte aux VI–VII siècles. In: Episcopal elections in late antiquity. Ed. Johan Leemans. Berlin: 259–291.


Просмотров аннотации: 62

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Лихошерстов, В. А. (2023). Противостояние Александрии и Антиохии как ранневизантийских центров монофизитства на примере диспута патриархов Дамиана и Петра Каллиникумского. Via in Tempore. История. Политология, 50(3), 581-587. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-3-581-587

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории