Противостояние Александрии и Антиохии как ранневизантийских центров монофизитства на примере диспута патриархов Дамиана и Петра Каллиникумского
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-3-581-587Ключевые слова:
Александрия, монофизиты, Поздняя Античность, Ранняя ВизантияАннотация
В данной работе предпринята попытка дать оценку роли и месту диспута патриархов Дамиана и Петра Каллиникумского в контексте богословского и экклезиологического противостояния Александрии и Антиохии как ранневизантийских центров антихалкидонизма. Для более ранних споров в качестве основополагающей причины разногласий выступал конфликт систем догматического богословия. Теперь же в контексте возникновения антихалкидонских яковитских церквей как альтернативных церковных структур в ранневизантийском обществе, которые окончательно оформились в результате деятельности Якова Барадея и патриарха Феодосия, обозначился вопрос главенства одной из упомянутых кафедр. Также спор патриархов является своеобразным прологом первого этапа религиозной политики императора Ираклия, который примет активное участие в устранении его результатов.
Благодарности
Автор выражает глубокую благодарность научному руководителю, доктору исторических наук, профессору Болгову Н.Н. и участникам научного направления «Классическая и византийская традиция».
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Chronique de Michel le Syrien, patriarche Jacobite d'Antioche (1166–1199). Ed. and tr. Moosa M. 2014. Trenton, Beth Antioch Press: 465.
John of Ephesus. Ecclesiastical History. Ed. R. Smith. 1860. Oxford, Oxford university press: 452.
Sawerus ibn al-Muqaffa. History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria. Ed. et tr. B. Evvets. 1907. Paris, Paris Firmin-Didot: 232–482.
Список литературы
Блодо Ф. 2020. Подготовка, восприятие и защита Халкидонского собора со стороны Римского папы Льва Великого. В: Вестник ПСТГУ. М.: 11–30.
Болгов Н.Н. 2020. Книжная культура, школы и образованность в Восточном Средиземноморье в IV–VI вв. В: Византийский временник. М.: 34–63.
Болотов В.В. 1918. Лекции по истории древней церкви. Т. 4. Петроград, Третья государственная типография, 600.
Гидулянов П.В. 1908. Восточные патриархи в период первых четырёх Вселенских Соборов. Ярославль, Типография Губернского Правления: 774.
Грацианский М.В. 2006. Миссионерские предприятия 40-х годов VI в. в контексте церковной политики императора Юстиниана. В: KANEKION. М.: 57–101.
Грацианский М.В. 2016. Император Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора. М., Издательство Московского университета: 389.
Дьяконов А.П. 1908. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды. СПб., Типография В.Ф. Киршбаума: 417.
Рудаков А.П. 1997. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., Алетейя: 295.
Blaudeau P. 1997. Le voyage de Damien d' Alexandrie vers Antioche puis Constantinople (579–580) – Motivations et objectifs. : In Orientalia Christiana Periodica. T 63. Rome: 333–361.
Blaudeau P. 2017. Qu’est-ce que la géo-ecclésiokogie? Eléments de définition appliqués a la période tardo-antique (IV–VI E.S.). In: Incontro di Studiosi dell’Antichità Cristiana. XLIII. Roma: 39–56.
Booth P. 2018. Towards the Coptic Church: The Making of the Severan Episcopate. In: Millennium. Volume 14. Berlin – Boston: 151–190.
Brooks E.W. 1929. The patriarch Paul of Antioch and the Alexandrine schism of 575. In: Byzantinische Zeitschrift 30 (1). Leipzic – Berlin: 468–476.
Frend W.H.C. 1972. Rise of the monophysite movement. Cambridge, Cambridge university press, 405.
Giorga M.C. 2009. Bishops-monks in the monasteries: presence and role. In: The Journal of Juristic Papyrology. Volume XXXIX. Warszawa: 49–82.
Hoyland R. 2009. Late Roman provincia Arabia, monophysite monks and Arab tribes: a problem of centre and periphery. In: Semitica et Classica. Volume 2. Brepols: 117–139.
Martindale J.R. 1980. The prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge, Cambridge university press: 1386.
Maspero J. Histoire des patriarches d'Alexandrie : depuis la mort de l'empereur Anatase jusqu'à la réconciliation des églises jacobites (518–616). Paris, Librairie Ancienne Eduard Champion: 393.
Muller C.D.G. 1986. Damian, Papst und Patriarch von Alexandrien. In: Oriens christianus. Volume 70. Wiesbaden: 118–142.
Vööbus A. 1973. The Origin of the Monophysite Church in Syria and Mesopotamia. In: Church History. Volume. 42. Cambridge: 17–26.
Wickham L. 2008. Schism and reconciliation in a sixth-century Trinitarian dispute: Damian of Alexandria and Peter of Callinicus on ‘properties, rôles and relations’. In: International journal for the Study of the Christian Church. Vol. 8, No. 1. London: 3–15.
Wipszycka E. 2011. Les elections episcopales en Egypte aux VI–VII siècles. In: Episcopal elections in late antiquity. Ed. Johan Leemans. Berlin: 259–291.
Просмотров аннотации: 95
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.