Организация Советским Союзом эксплуатации зарубежных железных дорог в годы Второй мировой войны

Авторы

  • Юрий Юрьевич Буряк Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова https://orcid.org/0000-0002-7840-4975
  • Владимир Анатольевич Шаповалов Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0003-1699-1956

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-1-185-196

Ключевые слова:

Красная Армия, военные сообщения, Народный комиссариат путей сообщения, восстановление зарубежных железных дорог, военно-эксплуатационное управление

Аннотация

 В годы Второй мировой войны руководство СССР в рамках проведения завершающих военных операций по освобождению Центральной и Восточной Европы, а также разгрому Германии и Японии разработало систему управления и эксплуатации железных дорог на территории сопредельных государств. Общая длина используемых на территории 10 государств советскими и местными железнодорожниками магистралей превышала 25 000 км. Также отечественными специалистами контролировались железные дороги Ирана, через который проходил один из ключевых маршрутов ленд-лиза – Персидский. В статье рассматриваются особенности восстановления зарубежных дорог, вертикаль управления и взаимодействия с Народным комиссариатом путей сообщения, Народным комиссариатом обороны и Государственным комитетом обороны СССР. Также представлены данные по объемам перевозок, методике обеспечения скорейшего продвижения воинских контингентов и снабжения всем необходимым подразделений Красной Армии.

Биографии авторов

Юрий Юрьевич Буряк , Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия

Владимир Анатольевич Шаповалов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

профессор кафедры российской истории и документоведения, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, доктор исторических наук, профессор,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. 2001. Железные дороги России: от реформы к реформе. М., Транспорт, 335 с.

Балашов А.И., Рудаков Г.П. 2005. История Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). СПб., Питер, 464 с.

Буряк Ю.Ю. 2017. Северо-Донецкая и Южно-Донецкая железные дороги накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1937–1945 гг. Дисс. … кандидата исторических наук. Белгород, 247 с.

Вульфов А. 2018. История железных дорог Российской империи. М., РИПОЛ классик, 744 с.

Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945. 2-е изд., доп. 1987. Под ред. министра путей сообщения Н.С. Конарева. М., Транспорт, 591 с.

Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945. 2002. Н.Л. Волконский, A.Г. Дьячкин, Н.А. Зензинов, Е.Б. Сизов, А.Ф. Столяров, B.В. Яробков; под ред. Г.И. Когатько. М., «Стэха», 336 с.

История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917–1945 гг. 1997. Под общ. ред. В.Е. Павлова, М.М. Уздина. СПб., ОАО «Иван Федоров», 416 с.

История железнодорожного транспорта СССР. Т. 3: 1945–1991 гг. 2004. Под общ. ред. В.Д. Кузьмича, Б.А. Левина. М. – Иваново, ОАО «Ивановская областная типография», 631 с.

История железнодорожного транспорта России: учебное пособие. 2012. Под ред. А.В. Гайдамакина, В.А. Четвергова. М., ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 312 с.

Каргин И.В. 1974. Перевозка импортных грузов через Иран. Уходили на фронт эшелоны. Под общ. ред. С.В. Хвощева, А.В. Добрякова. М., Воениздат: 233–236.

Ковалев И.В. 1981. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). М., Наука, 480 с.

Кресик С.Н. 1974. Железнодорожный транспорт в победе на Дальнем Востоке. Уходили на фронт эшелоны. Под общ. ред. С.В. Хвощева, А.В. Добрякова. М., Воениздат: 276–280.

Куманев Г.А. 1976. На службе фронта и тыла: железнодорожный транспорт СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938–1945). М., Наука, 455 с.

Куманев Г.А. 1988. Война и железнодорожный транспорт СССР (1941–1945). М., Наука, 368 с.

Куманев Г.А. 2005. Говорят сталинские наркомы. Смоленск, Русич, 632 с.

Куманев Г.А. 2007. Проблемы военной истории Отечества (1938–1945 гг.). М., Собрание, 656 с.

Музей железных дорог России. Отчет о мобилизации железных дорог Советского Союза (по мобплану 1941 г.) в 4-х томах. Т. 2. 1947–1948. Под общей редакцией директор-полковника движения В.В. Звонарева. ЦВМО МПС СССР, 244 с. Электронная книга. URL: https://rzd-museum.ru/expositions/archive (дата обращения: 10.11.2022 г.).

Овчинников И.В. 1974. От Кенигсберга до Порт-Артура. Уходили на фронт эшелоны. Под общ. ред. С.В. Хвощева, А.В. Добрякова. М., Воениздат: 281–286.

Олейник Б.С. 1995. Юго-Западная железная дорога. Вчера. Сегодня. Завтра. 1870–1995 гг. Киев, Транспорт Украины, 243 с.

Сектор архивов ГП «Донецкая железная дорога» (СА ДонЖД). Ф. 32. История Донецкой железной дороги. Оп. 384. Д. 234.

Федосов И.В. 1974. Из Ирана на советско-германский фронт. Уходили на фронт эшелоны. под общ. ред. С.В. Хвощева, А.В. Добрякова. М., Воениздат: 248–252.


Просмотров аннотации: 76

Поделиться

Опубликован

2023-05-11

Как цитировать

Буряк , Ю. Ю., & Шаповалов, В. А. (2023). Организация Советским Союзом эксплуатации зарубежных железных дорог в годы Второй мировой войны. Via in Tempore. История. Политология, 50(1), 185-196. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-1-185-196

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы отечественной истории