«Странная» клятва Ивана III: эхо монголов?

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-829-838

Ключевые слова:

Клятва, Иван III, ересь, монголы, Чингисхан, Сокровенное сказание, Московское царство

Аннотация

Клятва великого князя Ивана III своему брату Андрею, содержащая апелляцию к «Небу и земле», традиционно рассматривается через призму иудео-христианских ересей. Однако последние, хотя и имели влияние на политику Ивана в конце XV в, не содержали таких языческих концептов. Вероятным истоком подобной традиции была Монгольская империя, имевшая сильное влияние на духовную и политическую жизнь Руси. Мотив «Неба и Земли» был типичным для кочевников и государств Дальнего Востока и атипичным для христианских и мусульманских государств Европы и Азии. Предположительным непосредственным источником заимствованного концепта были ордынские князья, массовый переход которых на службу Москве начался во второй половине XV в. Иван ввел в христианский текст клятвы калькированную с монгольского лексику, поскольку считал престижными традиции и образы, используемые чингисидами. Практика замалчивания монгольского влияния или придания его ключевым концептам христианской семантики в русских летописях в данном случае была нарушена.

Биография автора

Алексей Евгеньевич Виноградов

Независимый исследователь

Библиографические ссылки

Список источников

Павлов А.В. 1908. Памятники древнерусского канонического права. 2-е изд. СПб. Тип. П.А. Александрова, ч. 1. 1472.

Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. Памятники литературы Древней Руси. 1981. Под ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева, т. 3. М.: Художественная литература: 228–235.

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. VI, СПб. Тип. Э. Праца 1853. 358.

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. VIII, СПб. Тип. Э. Праца 1859. 301.

Список литературы

Абаев Н.В. 2013. Влияние тэнгрианской идеологии на социальную организацию и государственность в империях хунну и монголов: некоторые методологические аспекты. Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 6: 134–141.

Алексеев А.И. 2017. О «странной» клятве великого князя Ивана III и о странной манере вести полемику (Ответ В.Я. Петрухину). Палеороссия. Древняя Русь во времени, в личности, в идеях. Вып. 1: 161–178.

Алексеев Н.Н. 1927. Христианство и идея монархии. Путь (Париж). 6 (январь): 15–31.

Асадуллин Ф.А. 2017. «Татарская Московия» – культурно-политический аспект. Вестник РУДН. Всеобщая история. Вып. 9. 2: 169–183.

Бердяев Н.А. 1955. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж: YMCA-Press. 157.

Булдаков В.П. 2015. Кризисный ритм российской истории: к культурно-антропологическому переосмыслению. Политическая концептология. 2: 18–52.

Вернадский Г.В. 2016. Монголы и Русь. М.: Ломоносовъ. 512.

Вероисповедная клятва. 2011. Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, т. 1. А–Л: 198–199.

Градовский А. 1899. Уезд Московского государства. Собрание сочинений. Т. 2. СПБ.: Тип. М.М. Стасюлевича. 492.

Григорьев В.В. 1842. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. М.: Университетская типография. 132.

Дампилова Л.С., Николаева Н.Н. 2022. Жанр клятв в монгольско-маньчжурских источниках. Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. Т. 81. 3: 64–73.

Дугин А.Г. 1996. Мистерии Евразии. М.: Арктогея. 192.

Игнатов И. 2006. Империя: попытка рациональной апологии. «Завтра». 52 (684). 27 декабря.

Исаев И.А. 2009. История государства и права России. М.: Проспект. 800.

Капеллер А. 2004. Формирование Российской империи в XV – нач. XVIII в: наследство Руси, Византии и Орды. Российская империя в сравнительной перспективе. Сост. М. Баталина, А. Миллер. М.: Новое издательство: 98–108.

Ключевский В.О. 1990. Сочинения в 9 т. Т. VIII. М.: Мысль. 528.

Кодзати И.А. 2019. Об устойчивых сочетаниях осетинского языка, обусловленных национальными реалиями. Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. (22): 255–264.

Козин С.А. 1941. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.–Л.: Издательство АН СССР. 619 с.

Королев С.А. 2009. Псефодоморфоза как тип развития: случай России. Философия и культура. 6: 72–85.

Костомаров Н.И. 1912. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, IV. 594.

Кривошеев Ю.В. 2007. Татары и Шелонская битва 1471 г. Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. Т. 2. СПб.: Изд-во СПб университета: 201–207.

Латов Ю.В. 2004. Власть-собственность в средневековой России. Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т. 2. 4: 111–133.

Лурье С.В. 1995. Русские в Средней Азии, англичане в Индии: доминанты имперского сознания и способы их реализации. Цивилизации и культуры. Вып. 2. М.: ИВИ РАН: 252–273.

Милюков П.Н. 1896. Очерки по истории русской культуры. Т. 1. СПб.: «Мир божий» [2], VIII. 222.

Нефёдов С. 2010. История России. Факторный анализ. М.: Территория будущего. Т. I. 376.

Панченко А.Б. 2011. Этноисторические и геополитические положения классического евразийства. Исторический ежегодник Новосибирск. Параллель: 14–24.

Петрухин В.Я. 2018. Евреи в средневековой Руси: парадоксы современного восприятия давней проблемы. Славяноведение. 2: 12–20

Почекаев Р.Ю. 2019. Расправа Чингисхана с Сача-бэки и начало эпохи ханского правосудия. Народы и религии Евразии (Барнаул). 4 (21): 7–16.

Прыжов И.Г. 1868. История кабаков в России в свете истории Русского народа. Санкт-Петербург. М.: М.О. Вольф [8]. 320.

Рудаков В.Н. 2009. Монголо-татары глазами древнерусских книжников cсередины XIII–XV веков. М.: Квадрига. 248 c.

Сахаров А.Н. 2010. Русь на путях к «Третьему Риму». Тула, Гриф и Ко. 240.

Соловьев С.М. 1984. Публичные чтения о Петре Великом. М., Наука. 231.

Трепавлов В.В. 2002. История Ногайской Орды. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 752.

Трубецкой Н.С. 1992. О туранском элементе в русской культуре. Этнографической обозрение. 1: 92–106.

Успенский Б.А. 2021. Странная клятва Ивана III. Studi Slavistici. XVIII 2: 23–32.

Федотов Г.П. 1952. Россия и свобода. Новый град. Сборник статей под ред. Ю.П. Иваска. Нью-Йорк. Издательство имени Чехова: 139–170.

Фогель А.С. 2008. Место древнерусских земель в геополитической системе XIII–XIV вв. по данным восточных авторов. Известия Самарского научного центра РАН. История и археология: 1200–1204.

Чернышов С.А. 2018. Тюркские политические традиции в системе организации власти русского государства и сибирского ханства как фактор их успешной интеграции в XVI–XVII вв. Идеи и идеалы. Т. 2. 4: 139–156.

Шубарт В. 2000. Европа и душа Востока. М.: Русская идея. 443.

Breen J. 1996. The Imperial Oath of April 1868: Ritual, Politics, and Power in the Restoration. Monumenta Nipponica (Sofia University) Vol. 51. No. 4 (Winter): 407–429.

Halperin Ch.J. 1985. Russia and the Golden Horde. The Mongol impact on medieval Russian History. Bloomington, Indiana University Press. 180.


Просмотров аннотации: 82

Поделиться

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Виноградов , А. Е. (2022). «Странная» клятва Ивана III: эхо монголов?. Via in Tempore. История. Политология, 49(4), 829-838. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-829-838

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы отечественной истории