История распространения христианства в Сирии в I в. в контексте эллинистической культуры региона

Авторы

  • Петр Михайлович Кольцов Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
  • Сухейль Лаванд Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-4-766-774

Ключевые слова:

Антиохия, история христианства, Древняя Сирия, распространение христианства, апостол Павел, эллинизм, Римский мир

Аннотация

Одним из важных эпизодов истории Древнего мира является история распространения христианства, новой мировой религии, зародившейся на Ближнем Востоке. Авраамическая монотеистическая религия сумела завоевать широкую популярность среди населения Римской империи и распространилась по всему побережью Средиземного моря – традиционному ареалу античной греко-римской цивилизации. Антиохия – древний город в Сирии, являлся одним из древнейших центров христианства, а Антиохийская церковь – одной из основных христианских церквей. В настоящей статье рассматривается такой фактор распространения христианства в Древней Сирии, как сохранившийся после римских завоеваний культурный феномен эллинизма. Он проявлялся в едином языке образованной элиты – греческом, а также в некоторых других аспектах. Более того, эллинистическая среда не просто стала основой для распространения христианства, но и оказала влияние на формирование облика этой религии. В статье используются отечественная и зарубежная историография. Использование арабоязычных исследований актуализирует статью.

Биографии авторов

Петр Михайлович Кольцов, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, Россия,
г. Элиста, Россия

Сухейль Лаванд, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

аспирант кафедры всеобщей истории Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова,
г. Элиста, Россия

Библиографические ссылки

Аллар П. 1898. Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия. СПб., Синод. тип., 292.

Библия. Синодальный перевод. Любое издание.

Богатова О.В. 1996. О культе Кибелы в Италии и римских провинциях. Коллегия дендрофоров: религиозное сообщество и профессиональное объединение. В: Античное общество: проблемы истории и культуры – 2 (тезисы докладов научной конференции 29–30 октября 1996 г.). СПб., СПбГУ: 24–26.

Грачёва А.Д. 2017. Римские дороги: технологии строительства и использование в регионах в эпоху Республики и Ранней империи. В: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 3–2 (77): 43–47.

Деко А. 2017. Апостол Павел. М., Молодая гвардия, 255.

Дубровский Г.Я. 2013. Эллинизм и проблемы эллинизации еврейского народа на его исторической родине – Иудее. В: Наука о человеке: гуманитарные исследования. № 1 (11): 158–169.

Егоров А.Б. 2006. Последние планы Цезаря (к проблеме римского глобализма). В: Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 5: 151–174.

Казаков М.М. 2002. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, Универсум, 464.

Ковалёв В.В. 2020. Христианство и его роль в эволюции античной культуры. В: Caucasian Science Bridge. Т. 3. 1 (7): 10–17.

Кошеленко Г.А., Гаибов В.А. 2007. Судьбы сатрапов Востока. Эпоха Александра Македонского. В: Проблемы истории, филологии, культуры. 17: 202–222.

Макрей Д. 2009. Жизнь и учение апостола Павла. Черкассы, Коллоквиум, 534.

Энгус С. 2013. Тайные культы древних: религии мистерий. М., Центрполиграф, 414.

الماجدي خزعل. 2014. كشف الحلقة المفقودة بين أديان التعدد والتوحيد. المركز الثقافي العربي، الدار البيضاء – بيروت،, 384 [Аль-Маджиди Хазал. 2014. Обнаружение недостающего звена между религиями плюрализма и монотеизма. Арабский культурный центр, Касабланка – Бейрут, 384].

يعقوب سعيد حكيم. 2011. يوحنا ذهبي الفم (دعوة بولس). جذور للنشر، مصر،, 255 [Якуб Саид Хаким. 2011. Иоанн Златоуст (Призвание Павла). Корни публикации, Египет, 255].

يوسف درة الحداد. 2005.فلسفة المسيحية - الرسول بولس.المكتبة البولسية لبنان,دراسات انجيلية, 320 [Юсуф дора ал-Хаддад. 2005. Христианская философия – Апостол Павел. Библиотека Ливанского полиса, Евангелические исследования, 320].

Chamoux F. 2002. Hellenistic civilization. Hoboken, New Jersey, Wiley-Blackwell publishing, 464.

Rostovtzeff, M. 1941. The social & economic history of the Hellenistic world. In 3 vols. Vol. II. Oxford, Clarendon press, 1061.

Stoneman R. 1997. Alexander the Great. London & New York, Routledge, 40.

Tchenkover V. 1945. The Jews in Egypt in the Hellenistic-Roman age in the Light of the Papyri. Jerusalem, Hebrew University Press Association, 272.

Tcherikover V. 1959. Hellenistic civilization and the Jews. Philadelphia, Jewish Publication Society of America, 348.

Tierney M. 1929. Tarsus: the birth place of St. Paul studies. In: An Irish quarterly Review. Vol. 18. No. 69: 83–95.

Tim W. 2001. Greek literature and the Roman empire. Oxford, Oxford University Press, 377.


Просмотров аннотации: 119

Поделиться

Опубликован

2021-12-30

Как цитировать

Кольцов, П. М., & Лаванд, С. (2021). История распространения христианства в Сирии в I в. в контексте эллинистической культуры региона. Via in Tempore. История. Политология, 48(4), 766-774. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-4-766-774

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории