Популярная культура как механизм формирования национальной идентичности: создание общедоступных символов
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-3-757-766Ключевые слова:
популярная культура, национальная идентичность, «матрица» идентичности, национальные герои, образы, символыАннотация
В статье описываются механизмы и представляются примеры того, как популярная культура создает символы и образы, которые становятся фундаментом национально-государственной идентичности. В качестве примеров взяты советский и постсоветский периоды отечественной истории. Прослеживается процесс развития советской, а затем и российской популярной культуры и сопряжение ее героев с целью и задачами «матрицы» национальной идентичности. Проводится анализ формировавшихся и формируемых символов на предмет их адаптации в рамках «матрицы» идентичности. Дается периодизация вовлеченности героев и образов популярной культуры в процессы эволюции советской и российской идентичности. Автор пытается охватить все направления развития популярной культуры, количество которых в рассматриваемый период неизменно увеличивалось. Для советского периода выводом является тезис, что советская популярная культура развивалась и деградировала параллельно «взлетам и падениям» «матрицы» советской идентичности. Для постсоветского периода делается вывод, что современная российская популярная культура в плане воздействия на «матрицу» идентичности противоречива и ее потенциал в создании символов для построения национальной идентичности используется далеко не полностью.
Скачивания
Библиографические ссылки
Белобородов А.П. 1979. Всегда в бою. Москва, Военное издательство министерства обороны СССР, 398 с.
Бережной И.И. 1976. Два рейда. Воспоминания партизанского командира. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 416 с.
Бережной И.И. 1987. За каждую пядь. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 271 с.
Гайдар А. 1946. Повести и рассказы. Л., Лениздат, 272 с.
Горький М. 1934. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 года. Режим доступа: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-266.htm (дата обращения: 23.07.2023).
Зощенко М.М. 1990. Графин. Рассказы о Ленине. Ленинград, Детская литература, 3–6.
Кокотюха А. 2007. Жеглов починає, а Гоцман програє. Телекритика. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20141211093927/http://www.telekritika.ua/media-continent/2007-11-12/34853 (дата обращения: 23.07.2023).
Королева Е.А. 2021. Образ Ю.А. Гагарина в массовой культуре. XXV Туполевские чтения (школа молодых ученых). Тексты докладов участников Международной молодёжной научной конференции, посвященной 60-летию со дня осуществления Первого полета человека в космическое пространство и 90-летию Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева – КАИ. Казань, 505–508.
Меринов В.Ю. 2015. Советская журналистика 30-х – начала 50-х годов как искусство соцреализма. Положительный герой. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 1: 3(5), 55–66.
Николаева М.Ф. 2012. Советское плакатное искусство как материал для культурологического исследования. Ярославский педагогический вестник. 1(1). Гуманитарные науки, 323–326.
Островский Н.А. 1951. Как закалялась сталь. Москва, Гослитиздат, 384 с.
Попова О.В. 2016. Базовая матрица государственной политики идентичности в современной России. Политическое пространство и социальное время Симферополь: ИТ «АРИАЛ». Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26897162_43700234.htm (дата обращения: 23.07.2023).
Послание Президента РФ Федеральному собранию. 2005. Президент России. Официальный портал. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22931 (дата обращения: 23.07.2023).
Потемкина В.В. 2012. Образ положительного героя отечественных биографических кинофильмов второй половины 1940-х – первой половины 1950-х годов. Идеология и эстетика. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 151. 40–44.
Программа Коммунистической Партии Советского Союза. 1961. Москва: Государственное издательство политической литературы, 144.
Сибиряков И.В. 2018. Советские массовые песни 20-х гг. как инструмент конструирования новой советской реальности. Советский проект. 1917–1930-е гг.: этапы и механизмы реализации: сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 104–112.
Твен М. 1935. Приключения Тома Сойера. Ленинград, Лендетиздат, 286 с.
Тишков В.А. 2003. Реквием по этносу: исследование по социально-культурной антропологии. Москва, Наука, 544 с.
Федоров А.В. 2013. Краткая история компьютерных игр в России. Медиаобразование. 4. 137–148.
Цибизова И.М. 2017. Философская символика в современной детской литературе и ее значение для передачи культурно-цивилизационного кода. Культурология. 3(82). 146–158.
Просмотров аннотации: 12
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.