Апология Афинагора Афинского и её социальный адресат
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-3-510-519Ключевые слова:
раннее христианство, апологетика, Римская Империя, Марк Аврелий, Луций КоммодАннотация
Одним из выдающихся памятников раннехристианской апологетики является «Прошение о христианах» Афинагора Афинского, которое в современном антиковедении привлекает всё большее внимание. В качестве своего адресата Афинагор указывает императоров Марка Аврелия и Луция Коммода. Наша статья посвящена проблеме подлинного адресата апологии. При анализе содержания «Прошения» мы выявили, что Афинагор обращается к нехристианской аудитории. В своей структуре данное сочинение имеет и элементы посольской речи, и элементы судебной речи. Однако рассматриваемая апология едва ли была обращена к императорам в качестве официальной петиции, о чём свидетельствуют серьёзные нарушения норм, принятых для таких обращений. Мы приходим к заключению, что перед нами – философское воззвание, адресованное образованной публике и императорам в том числе.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бычков В.В. 1995. Aestetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. Москва, Ладомир, 593.
Мироносицкий П.П. 1894. Афинагор, христианский апологет II века. Казань, Типо-литография Императорского Университета, 276.
Муравьёв А.В. 2000. «Этот муж проповедовал христианство, сохраняя мантию философа…». Раннехристианские апологеты II–IV веков: Переводы и исследования. Москва, Ладомир: 39–44.
Barnard L.W. 1972. Athenagoras: A study of the Second Century Christian Apologetic. Paris, Beauchesne Editeur, 198.
Barnes T.D. 1968. Legislation against the Christians. The Journal of Roman Studies, 58: 32–50.
Barnes T.D. 1975. The Embassy of Athenagoras. The Journal of the Theological Studies, 26: 111–114.
Buck P.L. 1996. Athenagoras’s Embassy: A Literary Fiction. Harvard Theological Review, 89,
: 209–226.
Buck P.L. 1997. Second Century Greek Christian Apologies addressed to Emperors: Their Form and Function. Dissertation PhD. Ottawa, University of Ottawa, 292.
Danielou J. 1973. Gospel Message and Hellenistic Culture. London, Philadelphia, The Westminster Press, 541.
Fiedrowicz M. 2000. Apologie im frühen Christentum. Die Kontroverse um den christlichen Wahrheitsanspruch in den ersten Jahrhunderten. Paderborn, München, Wien, Zürich, Ferdinand Schöningh, 366.
Grant R.M. 1988. Greek Apologists of the Second Century. Philadelphia, Westminster Press, 254.
Grant R.M. 1988a. Five Apologists and Marcus Aurelius. Vigiliae Christianae, 42, 1: 1–17.
Jacobsen A.-C. 2014. Athenagoras. In: In Defense of Christianity. Early Christian Apologists. Ed. by J. Engberg, A.-C. Jacobsen, J. Ulrich. Frankfurt am Mein, Peter Lang Edition: 81–100.
MacMullen R. 1984. Christianizing of the Roman Empire (A. D. 100–400). New Haven; London, Yale University Press, 184.
Millar F. 1977. The Emperor in the Roman World (31 B. C. – A. D. 337). London, Duckworth, 656.
Pouderon B. 1989. Athenagore d’Athenes philosophe Chretien. Paris, Beauchesne Editeur, 354.
Pouderon B. 2005: Les Apologistes Grecs du II siècle. Paris, Les Editions du Cerf, 355.
Puech A. 1912. Les Apologistes Grecs du II siècle de notre ere. Paris, Librairie Hachette et Co, 344.
Quasten J. 1986. Patrology. Vol. 1. The Beginnings of Patristic Literature. Westminster, Christian Classics, 349.
Russel D.A, Wilson N.G. (eds.). 1981. Menander Rhetor. Oxford, Oxford University Press, 391.
Schoedel W.R. (ed.). 1972. Athenagoras. Legatio and De Resurrectione. Oxford, Oxford University Press, 156.
Schoedel W.R. 1989. Apologetic Literature and Ambassadorial Activities. Harvard Theological Review, 82, 1: 55–78.
Sordi M. 1983. The Christians and the Roman Empire. London, Sydney, Croom Helm, 215.
Ste Croix G.E. 1963. Why were the Early Christians persecuted? Past and Present, 26: 6–38.
Просмотров аннотации: 121
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.