Normative and Legal Regulation of National Education in the Steppe Region in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2025-52-3-639-648Keywords:
national education, national school, foreigners, foreign school, educational policy, discourseAbstract
The article analyzes the patterns of development of the regulatory framework for national education in the Steppe Region in the specified period (second half of the 19th – early 20th centuries). Using the classification method, the authors have singled out three stages in this process. The classification was based on changes in the content of the socio-political and scientific discourse about the foreign school. At the first stage (1822–1868), documents reflected the conservative discourse. Its main idea was to level out national and cultural differences among foreigners and to disseminate the Russian language, culture, and “true faith”. At the second stage (1868–1901), documents reflected a synthesis of the conservative discourse (creation of a single Russian nation) and the liberal discourse (initial education in the native language, taking into account the national culture). At the third stage (1901–1917), documents began to be published that secured the right of foreigners to develop their own models of education (religious schools), but with mandatory study of the Russian language. The work concludes that during the identified stages, there was a gradual convergence of the national school models presented in the conservative and liberal discourse.
Downloads
References
Список источников
Государственный архив Томской области. Ф. 126. Оп. 1. Д. 2508. Управление Западно-Сибирского учебного округа.
Центральный государственный архив Республики Казахстан. И-64. Оп. 1. Д. 395. Канцелярия Степного генерал-губернатора.
Всеобщее обучение. Сборник законов и правительственных распоряжений. Сост. К. Денисов. Вып. 1. 1907–1913 гг. Санкт-Петербург, 1914. 500 с.
Доклад министра Народного Просвещения Д.А. Толстого «О мерах с образованием населяющих Россию инородцев» (1870). [Электронный ресурс]. URL: http://inpo-rus.ru/14/ (дата обращения: 09.04.2025).
Положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, Тургайской: текст по изданию 1892 года с включением текста статей свода законов, на которые в положении сделаны ссылки. Омск, Тип. А.К. Демидова, 1893. 210 с.
Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России, утвержденные Министерством народного просвещения 31 марта 1906 г. с изменениями, последовавшими 2 января 1907 г. Казань, 1907. 6 с.
Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному среднему образованию. Санкт-Петербург, 1898. 785 с.
Сборник узаконений и правительственных распоряжений, касающихся домашних наставников, наставниц, учителей и учительниц. Москва: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1912. 53 с.
Свод законов Российской империи под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского; сост.: Н.П. Балканов, С.С. Войт, В.Э. Герценберг. Изд. неофиц. Санкт-Петербург, 1912. Т. 3. Свод уставов о службе гражданской. 417 с.
Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев. Под ред. А.С. Будиловича. С.-Петербург: Тип. Э.Л. Пороховщиковой, 1905. LIII, 366 с.
Труды Частного совещания, созванного 20-го мая 1907 г. Степным генерал-губернатором по вопросам о нуждах киргизов Степного края. Омск, 1908. 90 с.
Список литературы
Васильев А.В. 1896. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург, Тург. Обл. стат. ком. 72 с.
Граменицкий С.М. 1896. Очерк развития народного образования в Туркестанском крае. Сост. инспектор народных училищ 1-го района Туркестанского края С. Граменицкий. Ташкент, типо-литография торг. д. «В. и Г. бр. Каменские». 89 с.
Григорьев В.В. 1900. Исторический очерк русской школы. Москва, Тов-во тип. А.И. Мамонтова. 589 с.
Дмитриева И.И. 2005. Проекты реформирования образования и их роль в развитии отечественной средней школы начала XX в.: Автореф. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 25 с.
Ильминский Н.И. 1863. Об образовании инородцев посредством книг, переведенных на родной язык. Православное обозрение. 3: 12–25.
Лебедев С.В. 2011. Проекты реформы среднего образования России в 1915–1916 гг. Человек Культура Образование. 2: 114–121.
Любичанковский С.В., Алешина С.А. 2021. Проблемы реформирования «инородческого образования» как поле деятельности уездного земства Оренбургской губернии (1913–1917 гг.). Вестник Томского государственного университета. 472: 133–138. doi: 10.17223/15617793/472/16.
Макарова А.И. 2020. Становление и развитие инородческой начальной школы в Якутской области во второй половине XIX – начале XX веков. Научный диалог. 7: 375–389.
Плахотник Т.Ю. 2007. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX – начале XX вв.: Диссертация канд. ист. наук. Омск. 204 с.
Стурова М.В. 2017. Система начального школьного образования в Степном крае: этноконфессиональный аспект: автореферат диссертации канд. ист. наук, Барнаул. 27 с.
Стурова М.В. 2012. Законодательство в области образования в Степном генерал-губернаторстве (1881−1917 гг.). Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXIX научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Вып. 9. Барнаул: 54−56.
Ценюга С.Н. 2024. Нормативно-правовое обеспечение деятельности национальных школ в России в пореформенный период (1860–1917 гг.). Genesis: исторические исследования. 2: 30–39.
References
Vasil'ev A.V. 1896. Istoricheskij ocherk russkogo obrazovanija v Turgajskoj oblasti i sovremennoe ego sostojanie [Historical Essay on Russian Education in the Turgai Region and its Current State]. Orenburg, Turg. Obl. stat. kom, 72 p.
Gramenickij S.M. 1896. Ocherk razvitija narodnogo obrazovanija v Turkestanskom krae. Sost inspektor narodnyh uchilishh 1-go rajona Turkestanskogo kraja S. Gramenickij [Essay on the Development of Public Education in the Turkestan Region. Comp. by the Inspector of Public Schools of the 1st District of the Turkestan Region S. Gramenitsky] Tashkent: tipo-litografija torg. d. «V. i G. br. Kamenskie», 89 p.
Grigor'ev V.V. 1900. Istoricheskij ocherk russkoj shkoly [Education Reform Projects and Their Role in the Development of Domestic Secondary Schools at the Beginning of the 20th Century]. Moscow, Tov-vo tip. A.I. Mamontova, 589 p.
Dmitrieva I.I. 2005. Proekty reformirovanija obrazovanija i ih rol' v razvitii otechestvennoj srednej shkoly nachala XX v. [Education Reform Projects and Their Role in the Development of Domestic Secondary Schools at the Beginning of the 20th Century]: Avtoref. kand. ped. nauk. Sankt-Peterburg, 25 p.
Il'minskij N.I. 1863. Ob obrazovanii inorodcev posredstvom knig, perevedennyh na rodnoj jazyk [Projects for the Reform of Secondary Education in Russia in 1915–1916]. Pravoslavnoe obozrenie. 3: 12–25.
Lebedev S.V. 2011. Proekty reformy srednego obrazovanija Rossii v 1915–1916 gg. [Projects for the Reform of Secondary Education in Russia in 1915–1916]. Chelovek Kul'tura Obrazovanie. 2: 114–121.
Ljubichankovskij S.V., Aleshina S.A. 2021. Problemy reformirovanija «inorodcheskogo obrazovanija» kak pole dejatel'nosti uezdnogo zemstva Orenburgskoj gubernii (1913–1917 gg.) [Problems of Reforming "Foreign Education" as a Field of Activity of the District Zemstvo of the Orenburg Province (1913–1917)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 472: 133–138. doi: 10.17223/15617793/472/16
Makarova A.I. 2020. Stanovlenie i razvitie inorodcheskoj nachal'noj shkoly v Jakutskoj oblasti vo vtoroj polovine XIX – nachale XX vekov [Formation and Development of Foreign Primary School in the Yakut Region in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries]. Nauchnyj dialog. 7: 375–389.
Plahotnik T.Ju. 2007. Dejatel'nost' administracii Stepnogo kraja v sfere nachal'nogo obrazovanija kazahskogo naselenija v konce XIX – nachale XX vv. [Activities of the Steppe Region Administration in the Sphere of Primary Education of the Kazakh Population in the Late 19th – Early 20th Centuries]: Dissertacija kand. ist. nauk. Omsk, 204 p.
Sturova M.V. 2017. Sistema nachal'nogo shkol'nogo obrazovanija v Stepnom krae: jetnokonfessional'nyj aspect [The System of Primary School Education in the Steppe Region: Ethnoconfessional Aspect]: Avtoreferat dissertacii kand. ist. nauk, Barnaul. 27 p.
Sturova M.V. 2012. Zakonodatel'stvo v oblasti obrazovanija v Stepnom general-gubernatorstve (1881−1917 gg.) [Legislation in the Field of Education in the Steppe Governorate-General (1881–1917)]. Trudy molodyh uchenyh Altajskogo gosudarstvennogo universiteta: materialy XXXIX nauchnoj konferencii studentov, magistrantov, aspirantov i uchashhihsja licejnyh klassov. Vyp. 9. Barnaul: 54−56.
Cenjuga S.N. 2024. Normativno-pravovoe obespechenie dejatel'nosti nacional'nyh shkol v Rossii v poreformennyj period (1860–1917 gg.) [Normative and Legal Support for the Activities of National Schools in Russia in the Post-Reform Period (1860–1917)]. Genesis: istoricheskie issledovanija. 2: 30–39.
Abstract views: 0
Share
Published
How to Cite
Issue
Section
Copyright (c) 2025 Via in tempore. History and political science

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
