Нормативно-правовое регулирование национального образования в Степном крае во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2025-52-3-639-648

Ключевые слова:

национальное образование, национальная школа, инородцы, инородческая школа, образовательная политика, дискурс

Аннотация

В статье проводится анализ закономерностей оформления нормативной базы национального образования Степного края в указанный период. В работе выделены три этапа данного процесса: на первом (1822–1868 гг.) документы отражали консервативный дискурс, главной идеей которого была нивелировка национальных, культурных отличий инородцев, распространение русского языка, культуры и «истинной веры». На втором этапе (1868–1901 гг.) происходил синтез консервативного дискурса (создание единой русской нации) и либерального дискурса (первоначальное обучение на родном языке, учет национальной культуры). На третьем этапе (1901–1917 гг.) стали выходить документы, которые закрепляли право инородцев на развитие собственных моделей образования (религиозных школ), но с обязательным изучением русского языка. В работе делается вывод, что на протяжении выделенных этапов происходило постепенное сближение моделей национальной школы, представленных в консервативном и либеральном дискурсе.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сайран Максовна Картбаева, Омский государственный педагогический университет

соискатель кафедры отечественной истории, Омский государственный педагогический университет,
г. Омск, Россия
E-mail: kartbaevasairan@yandex.ru
ORCID: 0009-0005-6785-0960

Библиографические ссылки

Список источников

Государственный архив Томской области. Ф. 126. Оп. 1. Д. 2508. Управление Западно-Сибирского учебного округа.

Центральный государственный архив Республики Казахстан. И-64. Оп. 1. Д. 395. Канцелярия Степного генерал-губернатора.

Всеобщее обучение. Сборник законов и правительственных распоряжений. Сост. К. Денисов. Вып. 1. 1907–1913 гг. Санкт-Петербург, 1914. 500 с.

Доклад министра Народного Просвещения Д.А. Толстого «О мерах с образованием населяющих Россию инородцев» (1870). [Электронный ресурс]. URL: http://inpo-rus.ru/14/ (дата обращения: 09.04.2025).

Положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, Тургайской: текст по изданию 1892 года с включением текста статей свода законов, на которые в положении сделаны ссылки. Омск, Тип. А.К. Демидова, 1893. 210 с.

Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России, утвержденные Министерством народного просвещения 31 марта 1906 г. с изменениями, последовавшими 2 января 1907 г. Казань, 1907. 6 с.

Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному среднему образованию. Санкт-Петербург, 1898. 785 с.

Сборник узаконений и правительственных распоряжений, касающихся домашних наставников, наставниц, учителей и учительниц. Москва: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1912. 53 с.

Свод законов Российской империи под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского; сост.: Н.П. Балканов, С.С. Войт, В.Э. Герценберг. Изд. неофиц. Санкт-Петербург, 1912. Т. 3. Свод уставов о службе гражданской. 417 с.

Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев. Под ред. А.С. Будиловича. С.-Петербург: Тип. Э.Л. Пороховщиковой, 1905. LIII, 366 с.

Труды Частного совещания, созванного 20-го мая 1907 г. Степным генерал-губернатором по вопросам о нуждах киргизов Степного края. Омск, 1908. 90 с.

Список литературы

Васильев А.В. 1896. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург, Тург. Обл. стат. ком. 72 с.

Граменицкий С.М. 1896. Очерк развития народного образования в Туркестанском крае. Сост. инспектор народных училищ 1-го района Туркестанского края С. Граменицкий. Ташкент, типо-литография торг. д. «В. и Г. бр. Каменские». 89 с.

Григорьев В.В. 1900. Исторический очерк русской школы. Москва, Тов-во тип. А.И. Мамонтова. 589 с.

Дмитриева И.И. 2005. Проекты реформирования образования и их роль в развитии отечественной средней школы начала XX в.: Автореф. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 25 с.

Ильминский Н.И. 1863. Об образовании инородцев посредством книг, переведенных на родной язык. Православное обозрение. 3: 12–25.

Лебедев С.В. 2011. Проекты реформы среднего образования России в 1915–1916 гг. Человек Культура Образование. 2: 114–121.

Любичанковский С.В., Алешина С.А. 2021. Проблемы реформирования «инородческого образования» как поле деятельности уездного земства Оренбургской губернии (1913–1917 гг.). Вестник Томского государственного университета. 472: 133–138. doi: 10.17223/15617793/472/16.

Макарова А.И. 2020. Становление и развитие инородческой начальной школы в Якутской области во второй половине XIX – начале XX веков. Научный диалог. 7: 375–389.

Плахотник Т.Ю. 2007. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX – начале XX вв.: Диссертация канд. ист. наук. Омск. 204 с.

Стурова М.В. 2017. Система начального школьного образования в Степном крае: этноконфессиональный аспект: автореферат диссертации канд. ист. наук, Барнаул. 27 с.

Стурова М.В. 2012. Законодательство в области образования в Степном генерал-губернаторстве (1881−1917 гг.). Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXIX научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Вып. 9. Барнаул: 54−56.

Ценюга С.Н. 2024. Нормативно-правовое обеспечение деятельности национальных школ в России в пореформенный период (1860–1917 гг.). Genesis: исторические исследования. 2: 30–39.

References

Vasil'ev A.V. 1896. Istoricheskij ocherk russkogo obrazovanija v Turgajskoj oblasti i sovremennoe ego sostojanie [Historical Essay on Russian Education in the Turgai Region and its Current State]. Orenburg, Turg. Obl. stat. kom, 72 p.

Gramenickij S.M. 1896. Ocherk razvitija narodnogo obrazovanija v Turkestanskom krae. Sost inspektor narodnyh uchilishh 1-go rajona Turkestanskogo kraja S. Gramenickij [Essay on the Development of Public Education in the Turkestan Region. Comp. by the Inspector of Public Schools of the 1st District of the Turkestan Region S. Gramenitsky] Tashkent: tipo-litografija torg. d. «V. i G. br. Kamenskie», 89 p.

Grigor'ev V.V. 1900. Istoricheskij ocherk russkoj shkoly [Education Reform Projects and Their Role in the Development of Domestic Secondary Schools at the Beginning of the 20th Century]. Moscow, Tov-vo tip. A.I. Mamontova, 589 p.

Dmitrieva I.I. 2005. Proekty reformirovanija obrazovanija i ih rol' v razvitii otechestvennoj srednej shkoly nachala XX v. [Education Reform Projects and Their Role in the Development of Domestic Secondary Schools at the Beginning of the 20th Century]: Avtoref. kand. ped. nauk. Sankt-Peterburg, 25 p.

Il'minskij N.I. 1863. Ob obrazovanii inorodcev posredstvom knig, perevedennyh na rodnoj jazyk [Projects for the Reform of Secondary Education in Russia in 1915–1916]. Pravoslavnoe obozrenie. 3: 12–25.

Lebedev S.V. 2011. Proekty reformy srednego obrazovanija Rossii v 1915–1916 gg. [Projects for the Reform of Secondary Education in Russia in 1915–1916]. Chelovek Kul'tura Obrazovanie. 2: 114–121.

Ljubichankovskij S.V., Aleshina S.A. 2021. Problemy reformirovanija «inorodcheskogo obrazovanija» kak pole dejatel'nosti uezdnogo zemstva Orenburgskoj gubernii (1913–1917 gg.) [Problems of Reforming "Foreign Education" as a Field of Activity of the District Zemstvo of the Orenburg Province (1913–1917)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 472: 133–138. doi: 10.17223/15617793/472/16

Makarova A.I. 2020. Stanovlenie i razvitie inorodcheskoj nachal'noj shkoly v Jakutskoj oblasti vo vtoroj polovine XIX – nachale XX vekov [Formation and Development of Foreign Primary School in the Yakut Region in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries]. Nauchnyj dialog. 7: 375–389.

Plahotnik T.Ju. 2007. Dejatel'nost' administracii Stepnogo kraja v sfere nachal'nogo obrazovanija kazahskogo naselenija v konce XIX – nachale XX vv. [Activities of the Steppe Region Administration in the Sphere of Primary Education of the Kazakh Population in the Late 19th – Early 20th Centuries]: Dissertacija kand. ist. nauk. Omsk, 204 p.

Sturova M.V. 2017. Sistema nachal'nogo shkol'nogo obrazovanija v Stepnom krae: jetnokonfessional'nyj aspect [The System of Primary School Education in the Steppe Region: Ethnoconfessional Aspect]: Avtoreferat dissertacii kand. ist. nauk, Barnaul. 27 p.

Sturova M.V. 2012. Zakonodatel'stvo v oblasti obrazovanija v Stepnom general-gubernatorstve (1881−1917 gg.) [Legislation in the Field of Education in the Steppe Governorate-General (1881–1917)]. Trudy molodyh uchenyh Altajskogo gosudarstvennogo universiteta: materialy XXXIX nauchnoj konferencii studentov, magistrantov, aspirantov i uchashhihsja licejnyh klassov. Vyp. 9. Barnaul: 54−56.

Cenjuga S.N. 2024. Normativno-pravovoe obespechenie dejatel'nosti nacional'nyh shkol v Rossii v poreformennyj period (1860–1917 gg.) [Normative and Legal Support for the Activities of National Schools in Russia in the Post-Reform Period (1860–1917)]. Genesis: istoricheskie issledovanija. 2: 30–39.


Просмотров аннотации: 0

Поделиться

Опубликован

2025-09-30

Как цитировать

Картбаева, С. М. (2025). Нормативно-правовое регулирование национального образования в Степном крае во второй половине XIX – начале ХХ вв. Via in Tempore. История. Политология, 52(3), 639-648. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2025-52-3-639-648

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы отечественной истории