Эллинистическо-иудейские и древнехристианские исторические сочинения в «Библиотеке» Фотия
DOI:
https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-4-754-762Ключевые слова:
Поздняя античность, Фотий, «Мириобиблион», кодекс, протохристианские сочинения, Иосиф ФлавийАннотация
Статья посвящена изучению труда «Мириобиблион» константинопольского патриарха Фотия (IX в.), а конкретно протохристианских произведений в нем. Эти произведения играли важную роль в становлении ранней христианской литературы, стоя на стыке иудаизма, античной философии и христианства. Через них осуществлялся синтез восточной и западной традиции. В «Мириобиблионе» Фотия предпринята попытка интегрировать их в культурный пласт христианской литературы, несмотря на то, что религиозно-философские взгляды их авторов зачастую серьезно отличаются от христианских догматов. Особое внимание уделено эллинизированному иудею Иосифу Флавию, произведениям которого Фотий посвящает 4 кодекса. Изучение аннотаций Фотия показывает, что протохристианские произведения в целом позитивно воспринимались в византийском обществе, они вызывали интерес прежде всего с точки зрения описания новозаветных событий «изнутри». Однако все же таких произведений было мало, в «Мириобиблионе» всего 7 подобных сочинений из 280.
Скачивания
Библиографические ссылки
Блаватская Т.В. 1983. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., Наука, 328.
Васильев А.А. 2012. Византийская империя. До крестовых походов. М., Алгоритм, 432.
Габелко О.Л. 2013. Эллинистический мир: Государства и правители. М., Российский гуманитарный научный фонд, 376.
Греческая философия. 2008. Под. ред. М. Канто-Спербер. М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 978.
Зелинский Ф.Ф. 1996. Религия эллинизма. Томск, 88.
Иосиф Флавий. 1990. О древности иудейского народа: Против Апиона. Пер. Я.И. Израэльсона и Г.Г. Генкеля. М., XXXVI, 134 (in Russian).
Иосиф Флавий. 1961. Отрывки из «Иудейской войны» и «Иудейских древностей». Пер. А. Сыркина. Поздняя греческая проза. Сост. С. Поляковой. М., ГИХЛ, 29–62.
Иосиф (Петровых И.С.). 1903. История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия: опыт критического разбора и обработки. Сергиев Посад, 484.
Кащеев В.И. 1993. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220–146 гг. до н. э. М., ГЛК, 384.
Лемерль П. 2012. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до Х века. Вступ. ст. и пер. с франц.: Т.А. Сенина (монахиня Кассия). СПб., Свое издательство, 490.
Мириобиблион. Библиотека Фотия – [Электронный ресурс] – http://simposium.ru/node/10517 (дата обращения: 10.05.2020).
Пети П. 2004. Эллинистические цивилизации. М., Астрель, 160.
Плотников В.В. 2011. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности: от торжества христианства при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313–529 гг.). М., ЛИБРОКОМ, 536.
Семеновкер Б. А. 1995. Библиографические памятники Византии. М., Археографический центр, 232.
Тревер К.В. 1940. Памятники греко-бактрийского искусства. М.; Л., Искусство, 240.
Шаму Ф. 2008. Эллинистическая цивилизация. Екатеринбург; М., АСТ, 480.
Юлий Африкан. Пер. В. Заславского. – [Электронный ресурс] – http://myriobiblion.byzantion.ru/africanus/africanus2.html (дата обращения: 11.05.2020).
Kaldellis A. 2008. Hellenism in Byzantium. The Transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition. Cambridge, University Press, 482.
Kazhdan A. 1991. Bibliotheca. The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, University Press, 2232.
Photius. 1959. Bibliotheque, ed. R. Henry. Vol. I. Paris, Edition, 524.
Photius. 1960. Bibliotheque, ed. R. Henry, vol. II. Paris, Edition, 760.
Просмотров аннотации: 420
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.