Школьное историческое образование в 1918–1930-х гг.: от демонтажа к новым практикам
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2025-52-2-445-454Ключевые слова:
советское государство, единая трудовая школа, история, историческое образование, обществоведениеАннотация
В статье выявляются особенности становления и развития нового школьного исторического образования в 1918–1930-х гг., формируемого после отказа от «буржуазной истории», структурно-содержательный контент которого находился под влиянием руководителей строительства советского государства. История как самостоятельная учебная дисциплина в системе школьного образования, выступая в роли носителя идеологических установок в рассматриваемый период, оказалась втянута в советский эксперимент по построению нового общества с сопутствующим становлением концепции «нового человека». Советская действительность не могла принять опыт имперской России в вопросе школьного строительства. Автор приходит к выводу о том, что избежать реформ в сфере школьного исторического образования 1918–1930-х гг. было невозможно, потому что его традиционная добольшевистская основа противоречила ценностным установкам советской власти.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. 1947. Сборник документов.1917–1947. Москва, Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 320 с.
Положение о Единой Трудовой Школе РСФСР 1918 года. 1974. Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917–1973 гг. Москва, Педагогика, 137 с.
Программа РКП(б) 18–23 марта 1919 г. 1974. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917–1973 гг. Москва, Педагогика, 18 с.
Список литературы
Багрова Н.А. 2001. Становление школьного исторического образования в советской России, 1920–1934 гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 26 с.
Бущик Л.П. 1961. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. Москва, Акад. пед. наук РСФСР, 542 с.
Быкова Е.Ю. 2011. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917–1930 гг.: организационные и идеологические аспекты. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 1(13): 1–11.
Витевицкий В.П. 2016. История как предмет в школах России. Часть 2. Историческое образование в СССР. Обозреватель, 8(319): 68–91.
Горелов М.М. 2017. Эволюция и континуитет английских политических традиций в творчестве Э. Фримена. Диалог со временем, 58: 271–284.
Гришаев О.В. 2014. Историческое образование и историческая наука в СССР в конце 1920 – начале 1930-х годов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 15(186): 144–151.
Ефимов А.В. 1957. Изучение в СССР новой истории за сорок лет (1917–1957). Вопросы истории, 10: 220.
Киселев М.Ю. 2019. М.Н. Покровский и его школа: оценка историка А.В. Шестакова. В. кн.: Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б.Г. Могильницкого). Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. В 2-х частях (Томск, 3–4 октября 2019 года). Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет: 149–153.
Константинов Н.А., Медынский Е.Н. 1948. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. Москва, Гос. уч.-пед. издательство Министерства просвещения РСФСР, 472 с.
Кругляк М.И. 1964. Развитие основных взглядов на преподавание истории в русской школе. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 43.
Курилов В.А. 2019. «Строитель коммунизма» и «homo religiosus» в философском дискурсе марксистско-ленинской этики. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 3: 102–117.
Липатова Н.В. 2020. Политобразование как инструмент формирования нового человека в 1920-е гг. В кн.: Ленин... История, память, образ: трансформация исторической памяти в пространстве регионов в XX – начале XXI в. Материалы II Международного форума историков, философов и публицистов. К 150-летию со дня рождения В.И. Ленина (22 апреля – 08 октября 2020 года). Ульяновск, Автономная некоммерческая организация «Центр стратегических исследований Ульяновской области»: 182–184.
Лубков А.В. 2024. О едином учебнике истории. Концептуальные подходы. Преподаватель XXI век. 1(2ч): 311–312.
Луначарский А.В. 1918. О преподавании истории в коммунистической школе. Москва, Отд. подготовки учителей Ком нар. прос. Союза коммун. Сев. обл., 20 с.
Некрылова О.Г. 2023. Школьное историческое образование в 1920-е – начале 1930-х гг.: от рабочих книг к стабильным учебникам. Вестник педагогических наук, 2: 51–55.
Покровский М.Н. 1965. Избранные произведения. Москва, Мысль, 132 с.
Покровский М.Н. 1933. Историческая наука и борьба классов. Выпуск I. Москва, Гос. социально-экономическое изд-во, 325 с.
Современность и обществоведение в школе. 1923. Сб. статей под ред. М.Н. Коваленского и В.Н. Шульгина. Москва, Новая Москва: 88.
Чемоданова Т.В. 2009. Становление школьного обществоведческого образования в 1920-е годы (на материалах Нижнего Поволжья). Альманах современной науки и образования. 1–2: 173–176.
References
Bagrova N.A. 2001. Stanovlenie shkol'nogo istoricheskogo obrazovanija v sovetskoj Rossii, 1920–1934 gg. [The Formation of School Historical Education in Soviet Russia, 1920–1934]. Abstract. dis. ... cand. ist. nauk. Rostov-na-Donu, 26 p.
Bushhik L.P. 1961. Ocherk razvitija shkol'nogo istoricheskogo obrazovanija v SSSR [An Essay on the Development of School Historical Education in the USSR]. Moscow, Akad. ped. nauk RSFSR, 542 p.
Bykova E.Ju. 2011. Reformirovanie sistemy shkol'nogo obrazovanija v SSSR v 1917–1930 gg.: organizacionnye i ideologicheskie aspekty [The Reform of the School Education System in the USSR in 1917–1930: Organizational and Ideological Aspects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija, 1(13): 1–11.
Vitevickij V.P. 2016. Istorija kak predmet v shkolah Rossii. Chast' 2. Istoricheskoe obrazovanie v SSSR [History as a Subject in Russian Schools. Part 2. Historical Education in the USSR]. Obozrevatel', 8(319): 68–91.
Gorelov M.M. 2017. Jevoljucija i kontinuitet anglijskih politicheskih tradicij v tvorchestve Je. Frimena [The Evolution and Continuity of English Political Traditions in the Works of E. Freeman]. Dialog so vremenem, 58: 271–284.
Grishaev O.V. 2014. Istoricheskoe obrazovanie i istoricheskaja nauka v SSSR v konce 1920 – nachale 1930-h gg. [Historical Education and Historical Science in the USSR in the Late 1920s and Early 1930s.]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija. Politologija, 15(186): 144–151.
Efimov A.V. 1957. Izuchenie v SSSR novoj istorii za sorok let (1917–1957) [The Study of Modern History in the USSR for Forty Years (1917–1957)]. Voprosy istorii. 10: 220.
Kiselev M.Ju. 2019. M.N. Pokrovskij i ego shkola: ocenka istorika A.V. Shestakova. Tvorcheskaja laboratorija istorika: gorizonty vozmozhnogo (k 90-letiju so dnja rozhdenija B.G. Mogil'nickogo). Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with International Participation] (Tomsk, 3–4 oktjabrja 2019 goda). Tomsk, Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet: 149–153.
Konstantinov N.A., Medynskij E.N. 1948. Ocherki po istorii sovetskoj shkoly RSFSR za 30 let [Essays on the History of the Soviet School of the RSFSR for 30 Years]. Moscow, Gos. Uch.-ped. izdatel'stvo Ministerstva prosveshhenija RSFSR, 472 p.
Krugljak M.I. 1964. Razvitie osnovnyh vzgljadov na prepodavanie istorii v russkoj shkole [The Development of Basic Views on Teaching History in Russian Schools]. Abstract. dis. … kand. ped. nauk. Moscow, 43.
Kurilov V.A. 2019. "Stroitel' kommunizma" i "homo religiosus" v filosofskom diskurse marksistsko-leninskoj jetiki ["The Builder of Communism" and "homo religiosus" in the Philosophical Discourse of Marxist-Leninist Ethics]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, 3: 102–117.
Lipatova N.V. 2020. Politobrazovanie kak instrument formirovanija novogo cheloveka v 1920-e gg. In.: Lenin... Istorija, pamjat', obraz: transformacija istoricheskoj pamjati v prostranstve regionov v XX – nachale XXI v. Materialy II Mezhdunarodnogo foruma istorikov, filosofov i publicistov. K 150-letiju so dnja rozhdenija V.I. Lenina [Lenin... History, Memory, Image: The Transformation of Historical Memory in the Space of Regions in the XX – Early XXI Century. Proceedings of the II International Forum of Historians, Philosophers and Publicists. On the 150th Anniversary of the Birth of V.I. Lenin] (22 aprelja – 08 oktjabrja 2020 goda). Ul'janovsk, Avtonomnaja nekommercheskaja organizacija "Centr strategicheskih issledovanij Ul'janovskoj oblasti": 182–184.
Lubkov A.V. 2024. O edinom uchebnike istorii. Konceptual'nye podhody [About the Unified History Textbook. Conceptual Approaches]. Prepodavatel' XXI vek. 1(2ch): 311–312.
Lunacharskij A.V. 1918. O prepodavanii istorii v kommunisticheskoj shkole [About Teaching History in a Communist School]. Moscow, Otd. podgotovki uchitelej Kom nar. pros. Sojuza kommun. Sev. obl., 20 p.
Nekrylova O.G. 2023. Shkol'noe istoricheskoe obrazovanie v 1920-e – nachale 1930-h gg.: ot rabochih knig k stabil'nym uchebnikam [School Historical Education in the 1920s and Early 1930s: From Working Books to Stable Textbooks]. Vestnik pedagogicheskih nauk, 2: 51–55.
Pokrovskij M.N. 1965. Izbrannye proizvedenija [Selected Works]. Moscow, Mysl', 132 p.
Pokrovskij M.N. 1933. Istoricheskaja nauka i bor'ba klassov. Vypusk I. [Historical Science and the Class Struggle. Issue I]. Moscow, Gos. social'no-jekonomicheskoe izd-vo, 325 p.
Sovremennost' i obshhestvovedenie v shkole [Modernity and Social Studies at School]. 1923. Sb. statej pod red. M.N. Kovalenskogo i V.N. Shul'gina. Moscow, Novaja Moskva: 88.
Chemodanova T.V. 2009. Stanovlenie shkol'nogo obshhestvovedcheskogo obrazovanija v 1920-e gody (na materialah nizhnego povolzh'ja) [The Formation of School Social Science Education in the 1920s (Based on the Materials of the Lower Volga Region)]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 1–2: 173–176.
Просмотров аннотации: 8
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Via in tempore. История. Политология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.