Два нарративных образа: римляне и варвары в контексте чистоты нравов
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-3-565-576Ключевые слова:
римляне, варвары, Поздняя Античность, нравы, порокиАннотация
В статье исследуются два нарративных образа – римляне и варвары – в позднеантичной нарративной традиции (IV–VI вв.) с акцентом на чистоту нравов. Основное внимание уделяется сравнительному анализу моральных характеристик, приписываемых римлянам и варварам, как они представлены в трудах известных историков и писателей того времени, таких как Аммиан Марцеллин, Аврелий Августин, Павел Орозий, Сальвиан Марсельский, Клавдий Клавдиан, Иероним Стридонский и других. Автор рассматривает специфику использования образов варваров римскими авторами для критики собственного общества в целях высвечивания упадка нравов и моральной деградации римлян. В произведениях избранных авторов варвары часто изображаются как жестокие и дикие, однако иногда им приписываются такие добродетели, как простота, единство и стойкость, что контрастирует с роскошью, изнеженностью и коррупцией римлян. Таким образом, анализируется двойственная роль варваров в римской литературе – как врагов и как носителей определенных добродетелей, утраченных римским обществом. На основе сравнительного анализа текстов выявляются основные мотивы и риторические приемы, используемые для создания контрастных образов римлян и варваров. Особое внимание уделяется тому, как эти нарративные стратегии служат для обоснования необходимости морального и религиозного возрождения Римской империи. В статье также рассматривается влияние христианской идеологии на восприятие и изображение варваров в литературе того времени.
Скачивания
Библиографические ссылки
Аммиан Марцеллин. 2005. Римская история. Пер. с латинского Ю.А. Кулаковского, А.И. Сонни. Москва, АСТ, 631 с.
Аноним Валезия. 2000. Жизнеописание императора Константина. Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты): Сборник научных трудов памяти Клавдии Дмитриевны Авдеевой. Отв. ред. И.В. Кривушин, пер. с лат. В.М. Тюленева. Иваново, Ивановский государственный университет, 176–193.
Блаженный Августин. 1998. О граде Божьем. Творения. Сост. и подгот. текста к печати С.И. Еремеева. Санкт-Петербург, Алетейя, 595 с.
Бредихин В.В. 2023. Образы варварской жестокости в «Historia persicutionis Africanae provinciae». Классическая и византийская традиция: сборник материалов XVII Международной научной конференции: 85–90.
Боэций. 1990. «Утешение философией» и другие трактаты. Ред. Г.Г. Майорова. Москва, Наука, 413 с.
Виктор Витенский. 2007. История гонений в африканской провинции. Церковные историки IV–V веков. Пер. с лат., сост. Высокий М.Ф., Тимофеев М.А. Москва, РОССПЭН, 621 с.
Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский. 2007. Творения. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 1: Слова. Москва, Сибирская благозвонница, 895 с.
Дрязгунов К.В. 2009. Причины падения Западной Римской империи. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 10: 69–72.
Зобнина А.А. 2004. Отражение проблем падения Западной Римской империи в творчестве Сальвиана Массильского: дисс. канд. ист. наук. Смоленск, 2004, 194 с.
Клавдий Клавдиан. 2008. Полное собрание латинских сочинений. Пер., вступ. ст., комм. и указатели Р.Л. Шмаракова. Санкт-Петербург, 840 с.
Литовченко Е.В. 2023. «Объятия писем»: текстовые механизмы коммуникации. Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики, 4: 159–177.
Литовченко Е.В. 2011. Проблема репрезентации образа позднеантичной эпохи в письменной традиции авторов Латинского Запада IV–V вв. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. 1: 27–32.
Мишле Ж. 2001. Общая картина римского общества перед падением Западной Римской империи. История Средних веков: От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476–768 гг.). Москва, АСТ, 75–78.
Павел Орозий. 2004. История против язычников. Книги I–VII. Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель В.М. Тюленева. Санкт-Петербург, Издательство Олега Абышко, 383 с.
Пруденций. 2012. Сочинения. Пер. с лат. Р.Л. Шмаракова. Москва, Водолей, 261 с.
Речи Либания. 1914. Т. 1. Пер. с греч. С. Шестакова. Казань, Типография императорского университета, 524 с.
Сальвиан. 1970. О мироправлении Божием (V. 4–5; VI, 13, 15). Пер. под ред. И.П. Стрельниковой. Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. Москва, Наука.
Семичева Е.А. 2019. К вопросу о структуре «Бревиария» Феста. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 46(2): 236–241.
Сказания Приска Панийского. 1861. Пер. с лат. С. Дестунис. Ученые записки второго отделения императорской академии наук 8. Санкт-Петербург, 112 с.
Стасюлевич М.М. 2001. История Средних веков: От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476–768 гг.). Москва, АСТ, 496 с.
Творения Блаженного Иеронима (Стридонского). 1893. Ч. 1. Пер. с лат.
Терещенко Т.С. 2015. Дихотомия «римляне – варвары», этническая идентичность и границы в контексте этнокультурной трансформации эпохи Великого переселения народов. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики 7: 171–176.
Тюленев В.М. 2004. Орозий и его «История против язычников». Павел Орозий. История против язычников. Книги I–VII. Санкт-Петербург, Издательство Олега Абышко, 5–83.
Федорова Е.В. 1990. Люди имперского Рима. Москва, Изд-во Московского, 363.
The Letters of Sidonius. 1915. Translated, with Introduction and Notes by Dalton O.M. 2 vols. Oxford / пер. с англ. Д.С. Конькова, Е.В. Литовченко, Э.М. Манукяна, Ф.А. Петровского, М.М. Стасюлевича, Н.Н. Трухиной, В.М. Тюленева.
Vita Patrum: Житие отцов, составленное святителем Григорием Турским. Предисловие отца Серафима (Роуза). Пер. с латин. и фр. яз. на англ. осуществлен о. Серафимом (Роузом) и Полом Бартлетом; пер. на рус. Лидии Васениной; ред. и вступ. материал о. Серафима (Роуза). Москва, Братство преп. Германа Аляскинского Платина, Калифорния.
Pohl W. 2013. Christian and Barbarian Identities in the Early Medieval West: Introduction. Post-Roman Transitions: Christian and Barbarian Identities in the Early Medieval West. Turnhout, Brepols Publishers, 1–46.
Просмотров аннотации: 2
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.