Легендарные «Мономаховы дары» как одна из форм визуализации верховной власти и их отражение в отечественной публицистике первой половины XVI века
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-2-365-374Ключевые слова:
регалии, Иван Грозный, легенда, Мономаховы дары, власть, коронацияАннотация
Статья посвящена вопросу использования мифов и легенд для легитимизации государственной власти. Использование формулы «translatio imperii» позволяло Ивану IV решить как ряд внешнеполитических вопросов, так и обосновать свой царский статус. В связи с вышеуказанными факторами он и его соратники используют набиравшую популярность в данный период легенду о «Мономаховых дарах». Описаны отражённые в отечественной публицистике обстоятельства передачи даров из Византии в Киевскую Русь, а также состав коронационных регалий. Дана характеристика инсигний и вероятные их обстоятельства попадания в Россию. Был проведён анализ их символического значения как царских регалий и их значимости для верховной власти.
Финансирование
Работа выполнена без внешних источников финансирования.
Скачивания
Библиографические ссылки
Акишин С.Ю. 2012. Миропомазание. В кн.: Большая российская энциклопедия. Т. 20, Москва, Большая российская энциклопедия, 444.
Бандиленко М.М. 2023. Рюриковичи. История первой династии. Москва, АСТ, 256 с.
Бармы. 1891. В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 3. Санкт-Петербург, Типо-литография И.А. Ефрона: 80–81.
Богатырев С.Н. 2011. Шапка Мономаха и шлем наследника: репрезентация власти и династическая политика при Василии III и Иване Грозном. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 1: 171–200.
Боровков Д. 2015. Владимир Мономах, князь-мифотворец. Москва, Ломоносовъ, 245 с.
Бутырский М.Н. 2016. Лор. В кн.: Православная энциклопедия. Т. 41. Москва, Православная энциклопедия: 462–463.
Бычкова М.Е. 2005. Мотивы «Сказания о князьях Владимирских» в официальных документах середины XVI в. Герменевтика древнерусской культуры. 12: 660–674.
Гербершейн С. 2008. Записки о Московии. Т. 1, М., Памятники исторической мысли, 776 с.
Дмитриева Р.П. 1989. Сказание о князьях Владимирских. В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси, Т. 2. Ч. 2., Ленинград, Наука: 370–371.
Духовная грамота великого князя Ивана Даниловича Калиты. 1950. В кн.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Москва, Издательство АН СССР: 7–11.
Живов В.М., Успенский Б.А. 1987. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. В кн.: Языки культуры и проблемы переводимости. Москва, Наука: 47–153.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. 1990. История русской культуры. Москва, Высш. шк., 232 с.
Игошев В.В. 2002. Бармы. В кн.: Православная энциклопедия. Т. 4. Москва, Православная энциклопедия, 342.
Карпов А.Ю. 2015. Великий князь Владимир Мономах. Москва, Молодая гвардия, 390 с.
Комиссаржевский Ф.Ф. 2005. История костюма. Москва, Астрель, АСТ, Люкс, 336 с.
Коронационный альбом в память священного коронования Их Императорских Величеств. Санкт-Петербург, Издание С. Добродеева, 1896, 99 с.
Кусков В.В. 2003. История древнерусской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов. Москва, Высш. шк. 336 с.
Лебедев В.А., Николев Н.Н. 2010. Сокровища и реликвии эпохи Романовых. Москва, Вече, 336 с.
Пашуто В.Т. 1982. Возрождение Великороссии и судьбы восточных славян. В кн.: Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошевич А.Л. Киевская Русь и исторические судьбы восточных славян. Москва, Наука: 7–68.
Послание Спиридона-Саввы. 1955. В кн.: Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. Москва, Ленинград, Издательство АН СССР: 159–166.
Плюханова М.Б. 1995. Сюжеты и символы Московского царства. Санкт-Петербург, Акрополь, 336 с.
Пузанов В.В. 2011. Княжеские инсигнии в средневековой Руси и «Батыево знамение». Учёные записки Казанского университета. Т. 153. 3: 102–111.
Пятницкий П.П. 1896. Сказание о венчании Русских Царей и Императоров. Москва, Типо-литография О.И. Лашкевич и Ко., 108 с.
Регалии. 2009. В кн.: Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы. Под ред. В. Бутромеева. Екатеринбург, У-Фактория: 243–244.
Самойлова Т.Е. 2007. Царская твердыня. «Вера, государь… и красота церковная». В кн.: Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного. Москва, Музеи Московского Кремля, 11–33.
Сиренов А.В. 2014. Сердоликовая крабица московских князей XIV–XVI вв. как царская инсигния. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2: 57–66.
Сказание о князьях Владимирских. 2006. В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. Санкт-Петербург, Наука: 278–289.
Так называемая Царственная книга. В кн.: Полное собрание русских летописей. Санкт-Петербург, Типография Н.Н. Скорохода, Т. 13, 409–532. 1906.
Ульянов О.Г. 2008. О времени возникновения инаугурационного миропомазания в Византии, на Западе и в Древней Руси. В кн.: Русь и Византия: Место стран византийского круга во взаимоотношениях Востока и Запада. Тезисы докладов XVIII Всероссийской научной сессии византинистов. Москва, ИВИ РАН, 2008: 133–140.
Цепь Мономахова. 1903. В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 38. Санкт-Петербург, Типо-литография И.А. Ефрона, 336 с.
Просмотров аннотации: 83
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.