Коррупционные основания донатистского раскола в системе социально-политических ориентаций Аврелия Августина (по данным эпистолярного наследия Отца Церкви)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-1-31-43

Ключевые слова:

Августин, эпистолярное наследие Августина, донатистский раскол, коррупция

Аннотация

Отрицание коррупции является одной из опорных точек в системе социально-политических ориентаций Аврелия Августина. Отец Церкви осуждает взяточничество, продажность, подкупность, считая их первопричиной многих социальных проблем. Вместе с тем епископ Гиппона далек от упрощенного понимания рассматриваемого феномена исключительно как явления, связанного со злоупотреблением властью в корыстных целях. Коррупция являет для него социальную болезнь, разрушающую государство и общество, делающую невозможным их нормальное функционирование. Сказанное роднит концепцию Августина с современными трактовками, в которых коррупция обычно рассматривается в широком социальном и политическом контекстах. В свете сказанного неудивительно, что Отец Церкви акцентирует внимание на коррупционных предпосылках и основаниях донатистского раскола – явления, ознаменовавшего одну из наиболее драматичных страниц позднеримской истории. Стремясь к победе над своим идейным противником, Отец Церкви обвиняет донатистов в коррупционных связях, делая их едва ли не важнейшей причиной известных трагических событий. Яркая картина, изображающая широкий коррупционный контекст возникновения донатизма, представлена в эпистолярном наследии епископа Гиппона, которое и легло в основу представленного исследования.

Биография автора

Станислав Александрович Сахаров , Смоленский государственный университет

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, факультет истории и права, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия

Библиографические ссылки

Дилигенский Г.Г. 1961. Северная Африка в IV–V веках. Москва, Издательство АН СССР, 302.

Иеромонах Афанасий (Букин). 2018. Блаженный Августин Иппонийский. О крещении против донатистов. Кн. I: I–V. В: Труды и переводы. 1: 108–119.

Иеромонах Афанасий (Букин). 2021. К вопросу о причинах продолжительной жизнеспособности донатистского раскола. В: Христианское чтение. 3: 232–242.

Казаков М.М. 2014. Особенности христианизации Северной Африки. В: Христианское чтение. 2–3: 46–61.

Литовченко Е.В. 2007. К образу Аполлинария Сидония: человек поздней античности. В: Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 3: 30–38.

Литовченко Е.В. 2021. Позднеантичная эпистолография в контексте медиевализации и культурного континуитета на латинском западе (IV–VI вв.). Дисс. д-ра ист. наук. Белгород. 2021, 804.

Мамонтов А.Л. 2016. Отношение Августина Блаженного к законам против донатистов. В: Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2: 691–699.

Мамонтов А.Л. 2019. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора. В: Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 86: 9–24.

Мамонтов А.Л. 2022. Донатизм и африканские восстания второй половины IV в. В: Религия. Церковь. Общество. 10: 222–237.

Трыканова С.А. 2022. Теоретико-прикладной дискурс понятия коррупция. В: Образование и право. 2: 167–172.

Beaver R.P. 1935. The Donatists Circumcellions. In: Church History. 4 (2): 123–133.

Bels L. 1975. La mort volontaire dans l’oeuvre de saint Augustin. In: Revue de l’histoire des religions. 187 (2): 147–180.

Brown P. 1961. Religious Dissent in the Later Roman Empire: the case of North Africa. In: History. 46 (157): 83–101.

Brown P. 1969. Augustine of Hippo: A Biography. New Jersey, University of California Press, 463.

Dalvit M. 2013. Montenses. The donatists’ ecclesiological reflection about habacuc’s prophecy. In: Augustiniana. 63 (1/4): 173–188.

Evers A. 2011. A Fine Line? Catholics and Donatists in Roman North Africa. In: Frontiers in the Roman World. Proceedings of the Ninth Workshop of the International Network Impact of Empire (Durham, 16–19 April 2009). Ed. by Hekster O., Kaizer T. Leiden, Boston, Brill: 175–199.

Flood J. 1952. St. Augustine in His Letters. In: The Furrow. 3 (5): 196–202.

Frend W.H.C. 2020. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford, Oxford University Press, 384.

Hill L. 2013. Conceptions of political corruption in ancient Athens and Rome. In: History of Political Though. 34 (4): 565–587.

LaPalombara J. 1994. Structural and institutional aspects of corruption. In: Social Research. 61 (2): 325–350.

Maier H.O. 1995. Religious Dissent, Heresy and Households in Late Antiquity. In: Vigiliae Christianae. 49 (1): 49–63.

Ménissier T. 2007. La corruption un concept philosophique et politique chez les Ancient et les Modernes. In: Anabases. 6: 11–16.

Monceaux P. 1910. L’Église donatiste avant Saint Augustin. In: Revue de l’histoire des religions. 61: 20–77.

Nodes D.J. 2009. The Organization of Augustine’s Psalmus contra Partem Donati. In: Vigiliae Christianae. 63 (4): 390–408.

Pinto J., Leana C., Pil F. 2008. Corrupt Organization or Organizations of Corrupt Individuals? Two Types of Organization – Level Corruption. In: The Academy of Management Review. 33 (3): 685–709.

Quah J. 2009. Governance and Corruption. Exploring the Connection. In: American Journal of Chinese Studies. 16 (2): 119–135.

Schaff Ph. (ed.) 1887. Nicene and Post-Nicene Fathers. First Series. Vol. 1. The Confessions and Letters of St. Augustine. Buffalo, NY, Christian Literature Publishing Co.

Shaw B. 2011. Sacred Violence. African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge, Cambridge University Press, 910.

Tilley M.A. 1991. Dilatory Donatists or Procrastinating Catholics: The Trial at the Conference of Carthage. In: Church History. 60 (1): 7–19.

Whitehouse J. 2016. The Course of the Donatist Schism in Late Roman North Africa. In: The Donatist Schism Controversy and Contexts. Ed. by Miles R. Liverpool, Liverpool University Press: 13–53.


Просмотров аннотации: 75

Поделиться

Опубликован

2023-05-03

Как цитировать

Сахаров , С. А. (2023). Коррупционные основания донатистского раскола в системе социально-политических ориентаций Аврелия Августина (по данным эпистолярного наследия Отца Церкви). Via in Tempore. История. Политология, 50(1), 31-43. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-1-31-43

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории