Вокруг софиста Юлиана: риторические школы Афин IV в.
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-767-783Ключевые слова:
афинские риторические школы, Юлиан Каппадокийский, Проэресий, позднеантичные риторы, позднеантичные софистыАннотация
В данной работе исследуется проблема истории афинского риторического образования в IV веке, времени расцвета риторических школ в Афинах. Рассматриваются главные афинские школы этого периода, известные по письменным источникам, а конкретно – обобщаются данные о персоналиях – главах и выпускниках этих школ, исследуется их биография, научные труды и корпоративные связи. Это позволяет реконструировать систему афинских риторических школ IV в., определить их учеников. Одна из главных школ Афин – школа софиста Юлиана Каппадокийского, наследником которого стал знаменитый ритор Проэресий. Эта школа прославлена в труде ее выпускника Евнапия «Жизнь философов и софистов». Но помимо неё в Афинах существовал ещё ряд соперничающих с ней риторических школ, которые зачастую были не менее успешны; их функционирование отражено в византийском словаре «Суда». Помимо историко-биографического и просопографического анализа статья обобщает данные о структуре афинских кафедр риторов IV в. в соответствии со статусом города, определяет их региональную специфику и представляет особенности их функционирования.
Скачивания
Библиографические ссылки
Болгова А.М. 2016. К вопросу о закрытии Афинской Академии в 529 г. В: Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. Т. 18. 3 (154): 205–214.
Болгова А.М. 2018. Посвящение в студенты и другие неформальные ритуалы в высших школах позднеантичных Афин. В: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 45: 427–436.
Ведешкин М.А. 2021. Юлиан Каппадокийский и афинские школы конца III – начала IV вв. В: Образовательные пространства и антропопрактики города. М., Аквилон, 278–306.
Денисова И.В. 2021. В какой афинской школе обучались св. Григорий Богослов и св. Василий Великий? В: Via in tempore. История. Политология. Т. 48. 3: 597–613.
Жебелев С. 1903. AXAIKA. В области древностей провинции Ахайя. СПб., Типография И.Н. Скороходова, 392.
Лосев А.Ф. 2000. История античной эстетики. Т. VII. Последние века. Кн. 2. Харьков, Фолио; М., ООО «Издательство ACT», 544.
Ляхин Е.В. 2005. Ахайя после реформ Диоклетиана – Константина. В: Antiquitas Iuventae: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов. Под ред. Е.В. Смыкова, А.В. Мосолкина. Саратов, Научная книга, 121–125.
Митрополит Иларион (Алфеев). 2013. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. М., Издательство Московской Патриархии РПЦ, 576.
Ранович А.Б. 1949. Восточные провинции Римской империи в I–III вв. М.; Л., Изд-во АН СССР, 264.
Светлов Р.В. 2018. Понятие свободы в отечественной политико-правовой мысли в контексте обсуждения «Афинской школы». В: Научное мнение. 11: 21–29.
Breitenbach A. 2003. Das «wahrhaft goldene Athen»: Die Auseinandersetzung griechischer Kirchenväter mit der Metropole heidnisch-antiker Kultur. Berlin/Vienna, Philo, 352.
Caldellis A. 2009. The Christian Parthenon. Clasicism and Pilgrimage in Byzantine Athens. Cambridge, Cambridge University Press, 252.
Cameron Al. 1969. The Last Days of the Academy at Athens. In: Proceedings of the Cambridge Philological Society. 195: 7–29.
Cameron Al. 2016. Wandering Poets and Other Essays on Late Greek Literature and Philosophy. Oxford, Oxford University Press, 359.
Castrén P. (ed.). 1994a. Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267–529. Helsinki, Finnish Institute Athēnai, 228.
Castrén P. 1994b. General Aspects of Life in Post-Herulian Athens. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267–529. Helsinki, Finnish Institute Athēnai, 1–14.
Cribiore R. 2007. The School of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton; Oxford, Princeton University Press, 360.
De Forest D. 2011. Between Mysteries and Factions: Initiation Rituals, Student Groups, and Violence in the Schools of Late Antique Athens. In: Journal of Late Antiquity. 11. Volume 4, Number 2: 315–342.
Di Branco M. 2006. La città dei filosofi: storia di Atene da Marco Aurelio a Giustiniano. Firenze, Olschki, 304.
Frantz A. 1988. The Athenian Agora: Late Antiquity, A. D. 267–700. Princeton, American School of Classical Studies at Athens, 156.
Janiszewski P., Stebnicka K., Szabat E. 2015. Prosopography of Greek Rhetors and Sophists of the Roman Empire. Oxford, Oxford University Press, 450.
Jones A.H.M., Martindale J.R., Morris J. (ed.). 1971. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. I, A. D. 260–395. Cambridge, Cambridge University Press, 1153.
Meineke A. (ed.). 1849. Stephani Byzantini Etnicorum quae supersunt. Berlin, G. Reimeri, 818.
O’Meara D.J. 2003. Platonopolis. Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford, Clarendon Press, 250.
Penella R.J. 1990. Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century AD: Studies in Eunapius of Sardis. Leeds, Francis Cairns, 165.
Watts E. 2006. City and school in late antique Athens and Alexandria. Berkeley, Los Angeles; London, University of California Press, 288.
Просмотров аннотации: 81
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.