Политическая медиаповестка дня: эмпирический анализ новостных заголовков
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-3-677-689Ключевые слова:
информация, традиционные СМИ, Интернет-СМИ, социальные медиа, повестка дня, политическая повестка дня, общественная повестка дняАннотация
Стремительная цифровизация политико-коммуникативного пространства актуализирует вопрос относительно формирования, распространения и потребления новостного контента в современном обществе. Поэтому особый интерес со стороны научного сообщества сегодня вызывают вопросы, связанные с процессами формирования информационной повестки дня, анализом её содержания и изучением её специфических свойств. Несмотря на немалый интерес со стороны ученых к теме информационной повестки дня, по-прежнему остается малоизученным вопрос о взаимодействии различных повесток дня (политической, общественной, медийной) между собой. В частности, мало работ посвящено теме политического содержания общественной и медийной повесток дня. Цель данного исследования – выявить степень политизации информационной повестки дня традиционных и современных СМИ и сравнить её показатели со степенью политизации повестки дня социальных медиа, отражающих интересы общества и общественную повестку дня. Кроме того, задачами исследования являются анализ динамики изменения степени политизации повесток дня СМИ и социальных медиа в ходе определенного временного периода проведения мониторинга и анализ специфики политического содержания повесток дня. Концептуальную основу исследования составила теория установления информационной повестки дня («agenda-setting theory»). Основными прикладными методами в работе стали сравнительный анализ и ненаправленный тип качественно-количественного контент-анализа. В результате исследования установлено, что наиболее высокая доля политических новостных заголовков представлена в медиаповестке двух сетевых Интернет-изданий. В социальных медиа среди наиболее популярных новостных заголовков доля политических заголовков составила менее одной трети. На основании анализа графиков динамики изменения степени политизации новостных повесток дня сделан вывод о наличии в российском публичном пространстве некоей общей политической информационной повестки дня (как минимум – на содержательно-тематическом (первом) уровне). Полученные выводы позволяют расширить существующие представления о степени политизации повесток дня традиционных и современных сетевых СМИ, а также помогают уточнить степень политизации общественной повестки дня в современном российском обществе.
Скачивания
Библиографические ссылки
Лушанкин С.С. 2017. Категория «повестка дня» в структуре политического процесса: Понятие «политической повестки дня» и модели её формирования. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 4: 456–465.
Просянюк Д.В., Кислицина И.Д. 2020. Компаративный анализ оценок значимости проблем социально-экономического развития регионов России. Научный результат. Социология и управление, 4: 87–111. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-6
Сизоненко А.Ю., Гнедаш А.А., Катермина В.В. 2021. Сетевой дискурс и российский мэр: Формирование цифровой социально-политической повестки дня в социальных сетях (опыт сетевого и лингводискурсивного анализа). Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 3 (112): 100–111.
Сумская А.С., Сумской П.Ф. 2018. Моделирование теленовостей в контексте информационной политики телеканала. Вопросы теории и практики журналистики, 4: 581–598.
Тимофеева Л.Н. 2020. Новая социальность в информационной повестке дня: роль старых и новых медиа. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология, 2: 64–69.
Arnaudo D. 2019. Brazil: Political bot intervention during pivotal events. Computational propaganda: Political parties, politicians and political manipulation in social media, Oxford University Press: 128–152.
Curtin P.A., Gaither T.K. 2004. International agenda-building in cyberspace: A study of Middle East government English-language websites. Public Relations Review, 30: 25–36.
Curtin P.A., Rhodenbaugh E. 2001. Building the news media agenda on the environment: a comparison of public relations and journalistic sources. Public Relations Review, 27: 179–195.
Dubois E., Mckelwey F. 2019. Canada: Building bot typologies. Computational propaganda: Political parties, politicians and political manipulation in social media, Oxford University Press: 64–85.
Gorwa R. 2019. Poland: Unpacking the ecosystem of social media manipulation. Computational propaganda: Political parties, politicians and political manipulation in social media, Oxford University Press: 86–103.
Kiousis S., Kim J.Y., Kochhar S.K., Lim H.J., Park Ju.M., Im J.S. 2016. Agenda-building linkages between public relations and state news media during the 2010 Florida Senate Election. Public Relations Review, 42: 240–242.
Kiousis S., Shields A. 2008. Intercandidate agenda-setting in presidential elections: Issue and attribute agendas in the 2004 campaign. Public Relations Review, 34: 325–330.
Lee S.Y., Riffe. 2017. Who sets the corporate social responsibility agenda in the news media? Unveiling the agenda-building process of corporations and a monitoring group. Public Relations Review, 43: 293–305.
McCombs M. 2015. Setting the agenda: The mass media and public opinion. The 2nd edition. Polity Press. 209 p.
Meraz Sh. 2009. Is There an elite hold? Traditional media to social media agenda setting influence in blog networks. Journal of Computer-Mediated Communication, 3(14): 682–707 DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2009.01458.x
Monaco N.J. 2019. Taiwan: Digital democracy meets automated autocracy. Computational propaganda: Political parties, politicians and political manipulation in social media, Oxford University Press: 104–127.
Neudert L-M.N. 2019. Germany: A cautionary tale. Computational propaganda: Political parties, politicians and political manipulation in social media, Oxford University Press: 153–184.
Sweetser K.D., Ch.W. Brown. 2008. Information subsidies and agenda-building during the Israel-Lebanon crisis. Public Relations Review, 34: 359–366.
Walker T.N., Walker L.M., Gray R. 1996. Agenda Building in the 1992 Presidential Campaign. Public Relations Review, 22 (1): 9–24.
Woolley S.C., Guilbeault D. 2019. United States: Manufacturing consensus online. Computational propaganda: Political parties, politicians and political manipulation in social media, Oxford University Press: 185–211.
Просмотров аннотации: 286
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.