Археология мифа (историографический аспект)
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-1-15-28Ключевые слова:
античность, миф, история, мифоистория, маргинальность, трансцедентность, асимметрияАннотация
Обращение к древнегреческой мифологии предполагает исследование некоторых вопросов истории изучения и теории мифа, комплекса мифологических представлений древних греков, а также проблемы соотношения религии и мифологии. Рассмотренные нами аспекты исследования мифа в специальной литературе позволяют вывести заключение, согласно которому он представляет собой специфический по своему содержанию, многослойный и многоуровневый, разноаспектный по затрагиваемым сюжетам, развивающийся в пространстве и во времени рассказ-историю или рассказ по истории, который отображает господствующие представления архетипического восприятия действительности в мифопоэтическом сознании.
Скачивания
Библиографические ссылки
Андреев Ю.В. 1990. Поэзия мифа и проза истории. Л., Наука, 221.
Андреева В.Н. 2016. Миф как «переживаемая реальность» в концепции Б. Малиновского. В: Царскосельские чтения. Т. 1. № ХХ: 102–106.
Андреева Н.С. 2017. Миф как «Словесный слепок» ритуала. В: Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. № 1: 116–121.
Андреева Н.С. 2018. Магия – ритуал – миф в теориях культуры (Дж. Фрэзер и Б. Малиновский). Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. № 1: 76–83.
Архипцев Ф.Т. 1974. Творческая природа человеческого сознания. В: Вопросы философии. № 5: 55–64.
Бахофен И. 1996. Материнское право. Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., Канон+, 496.
Вейнберг И.П. 1986. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., Наука, 208.
Вейнберг И.П. 1993. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н. э. М., Наука, 350.
Воронцов В.А. 2012. Археология мифа и слова. В: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. № 1: 91–95.
Воронцов В.А. 2012. Генезис языка, сказки и мифа в контексте антропо-социо-культурогеза. Казань, Яз, 416.
Вуд М. 2018. Что есть миф. Миф в истории, политике, культуре. В: Сборник материалов I Международной научной междисциплинарной заочной конференции (ноябрь 2017 г., г. Севастополь). Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе: 37–38.
Грейвс Р. 1992. Мифы Древней Греции. М., Прогресс, 620.
Гримм Я. 2018. Германская мифология. Т. 1. М., ЯСК, 926.
Давыдова М.Ю. 2019. Мифологическое пространство и время. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/74334/31Davydova.pdf?sequence=1 (дата обращения 8.06.2019).
Доманина С.А., Хазина А.В. 2017. История и миф, или миф в истории: из опыта преподавания авторского курса «Сравнительная мифология». В: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 2: 206–209.
Исаков Е.А. 2019. Миф как феномен социального бытия в философии мифологии XX века. URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/isakov_120_91_96.pdf (дата обращения 4.06.2019).
Керашева Ф.Н. 2010. Братья Гримм в развитии германской мифологии. В: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. № 3: 21–24.
Кереньи К. 2000. Элевсин. Архетипический образ матери и дочери. М., Рефл-бук: 271.
Киндря Н.Я. 2012. Мифопоэтическое мышление как отражение картины мира архаичного человека. В: Грамота. № 8 (22). Ч. II: 82–87.
Клейн Л.С. 2014. Археологическая песнь о Нибелунгах (Hedeager L. Iron Age myth and materiality: An archaeology of Scandinavia AD 400–1000. London and New York, Routledge, 2011. 287 p.). В: Российский археологический ежегодник. № 4: 582–588.
Козолупенко Д.П. 2005. Миф на гранях культуры. М., Канон, 212.
Козолупенко Д.П. 2009. Анализ мифопоэтического мировосприятия. В: Epistemology & Philosophy of Science. № 2, 1–9: 190–197.
Козолупенко Д.П. 2012. О специфике «древней» или «примитивной» мифологии: поэтический и социально-психологический подходы в изучении мифов. В: Философия и культура. № 8 (56): 69–85.
Крайнов Г.Н. 2018. Мифы и историческая память. В: Миф в истории, политике, культуре. Вып. 1. Симферополь: 34–37.
Круглов Е.А. 2006. Культ Аполлона Тельмесского (кароликийские истоки эллинистического учения Эвгемера). В: Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Отв. ред. Э.Д. Фролов. Вып. 5: 363–374.
Ланг Э. 1901. Мифология. М., Книжное дело, 209.
Лебедева Ю.И. 2016. Представления древних греков о пространстве и времени по поэмам «Илиада» и «Одиссея». В: Ярославский педагогический вестник. № 4: 216–222.
Лосев А.Ф. 1991. Философия. Мифология. Культура. М., Политиздат, 525.
Лосев А.Ф. 1993. Очерки античного символизма и мифологии. М., Мысль, 730.
Малиновский Б. 1998. Магия, наука, религия. М., Рефл-бук, 304.
Манзура И.В. 1997. Археология основного мифа. В: Стратум: структуры и катастрофы. Сборник символической индоевропейской истории. СПб.: 26–46.
Марулис Д. 2018. История определения античной греческой мифологии. В: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. № 1 (212): 151–162.
Махинин А.Н. 2018. Этнокультурная идентичность в пространстве мифов и стереотипов. В: Миф в истории, политике, культуре. Севастополь: 48–53.
Мюллер М. 1863. Сравнительная мифология. М., Тип. Грачева и К°, 122.
Надеждин Н. 2011. Зигмунд Фрейд. За гранью сознания. М., Майор, 192.
Немировский А.И. 1986. Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, ВГУ, 350.
Немировский А.И. 2000. Мифы Древности. Научно-художественная энциклопедия. Эллада. М., Лабиринт, 380.
Немировский А.И. 2004. Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция. М., Литература; Мир книги, 496.
Новиков М.В. 2018. Концепция мифа Ф.И. Буслаева. В: Ярославский педагогический вестник. № 3: 207–218.
Островский А.Б. 2000. Обоснование антропологии мышления. В: Леви-Стросс К. Путь масок. М., Республика: 3–18.
Пяткова Н.Л. 2008. Некоторые особенности восприятия мифологического пространства. В: Вопросы археологии Урала. Вып. 25, 26: 26–29.
Ромашко С.А. Как мифология стала германской. В: Гримм Я. Германская мифология. Т. 1. М., ЯСК: 7–23.
Руткевич А.М. 1999. Жизнь и воззрения К.Г. Юнга. В: Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Ренессанс: 3–21.
Сазонова З.Н. 2006 Миф и история: эволюция взаимовлияния. INTER-CULTUR@L-NET. Вып. 5. URL: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/93/ (дата обращения 2.05.2019).
Ставицкий А.В. 2002. Наука и миф: некоторые проблемы взаимоотношения. В: Культура народов Причерноморья. № 33: 200–205.
Ставицкий А.В. 2018. Миф в историческом поле культуры: психологический аспект. В: Миф в истории, политике, культуре. Севастополь: 238–240.
Ставицкий А.В. 2018. Структура мифа по К. Леви-Стросcу: опыт несостоятельного. В: Вопросы психолингвистики. № 1 (35): 126–140.
Токарев С.А., Мелетинский Ю.М. 1987. Мифология. В: Мифы народов мира. Т. 1. М., Советская энциклопедия: 14–16.
Топоров В.Н. 1977. История и мифы. В: Мифы народов мира. Т. 1. М., Советская энциклопедия: 13–14.
Уэллек Р., Уоррен О. 1978. Теория литературы. М., Прогресс, 207.
Финн В.К. 2001. Интеллектуальные системы и общества М., РГГУ, 352.
Фрейд З. 2016. Психология масс и анализ человеческого Я. М., АСТ, 192.
Фрэзер Дж. 1980. Золотая ветвь. М., Политиздат, 832.
Хайдеггер М. 2013. Бытие и время. М., Академический проект, 452.
Цыганков А.С. 2015. Миф как форма интерпретации истории (социально-философский анализ). Дисс. канд. филос. наук. М., 176.
Шартье Р. 2006. Письменная культура и общество. М., Новое издательство, 272.
Элиаде М. 2010. Аспекты мифа. М., Академический проспект, 252.
Юнг К.Г. 2010. Психология бессознательного. М., Когито-Центр, 180.
Юнг К.Г. 2017. Человек и его символы. М., Серебряные нити, 448.
Bachofen J.J. 1948. Der Mythus als Quelle geschichtlicher Erkenntnis. In: Das Mutterrecht. Bd. 2, 1. Basler: 10–17.
Baeumler A. 1960. Bachofens romantische Deutung des Altertums. München, 387.
Ben-Yehuda N. 2002. Sacrificing Truth: Archaeology and The Myth of Masada. Available at: http://www.bibleinterp.com/articles/ben-yehuda_masada.shtml (accessed 5 May 2019).
Burkert W. 1999. Antike Mythen in der europäischen Tradition. Tübingen, Attempto, 303.
Buxton R. 1994. Imaginary Greece, the Contexts of Mythology. Cambridge, UP, 250.
Cole S.G. 2004. Landscapes, Gender, and Ritual space. The Ancient Greek Experience. Berkeley, XVIII+292.
Finley M. 1965. Myth, Memory and history. In: History and Theory. Vol. 4 (3): 281–302.
Freud S. 2005. Massenpsychologie und Ich-Analyse. In: Die Zukunft einer Illusion. Frankfurt-on-Main: 66–78.
Gehrke H.-J. 2013. Griechische Mythen als Geschichte der Griechen. In: Motive–Formen–Strukturen: 37–64.
Gehrke H.-J. 2014. Geschichte als Element antiker Kultur: Die Griechen und ihre Geschichte (n). Berlin; Boston, 158.
Heehs Р. Myth, History, and Theory. In: History and Theory. Vol. 33. No. 1: 1–19.
Middleton G.D. 2002. Mycenaeans, Greeks, Archaeology and Myth: Identity and the Uses of Evidence in the Archaeology of Late Bronze Age Greece. In: Eras Journal. Available at: https://www.monash.edu/arts/philosophical-historical-international-studies/eras/past-editions/edition-three-2002-june/eras-journal-middleton-g-abstract (accessed 30 April 2019).
Morford M.P.O., Lenardon R.J., Sham M. 2011. Classical Mythology. Oxford; New York, UP, 841.
Stumfohl Н. 1992. Die Wanderungen des Herakles I + II. In: Almogaren. No. 22: 33–61.
van Wijngaarden G.J. 2011. Immaterial landscapes: Homeric geography and the Ionian Islands in Greece. In: Quaternary International. Vol. 30: 1–6.
Wyatt N. 2010. The Archaeology of Myth. London, 192.
Просмотров аннотации: 221
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.