Миф и география: география и история в античном мифе
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-3-501-520Ключевые слова:
Миф, эпос, Дельфы, этноцентризм, мифопоэтическое сознание, ландшафт, верификация, аисторичность, бессознательное, архетип бессознательное, архетипАннотация
Проблема соотношения мифа с географией вообще и исторической географией в частности принадлежит к числу самых актуальных проблем науки, особенно в последнее время. Наполнена ли отображѐнная в мифах история действительными или мнимыми реалиями, насколько подвержены деформации, отложившиеся в мифах пространственно-временные представления и насколько реальны маршруты странствий, отображающих этот процесс, греческих богов и героев (Диониса, Геракла, Кадма, Ио, аргонавтов и др.). Переосмысление важнейших методологических и конкретно-научных подходов к изучению мифа с учѐтом социальной психологии и социологии знания, результатов исследования мировоззренческих концептов отдельных этносов вообще и древних греков в частности, места и значения географических представлений в мифопоэтическом сознании не оставляют сомнений в правомерности распространения и наложения отложившихся в мифах свидетельств о контактах греческих богов и героев с негреческими племенами на процесс формирования в общественном сознании древних греков представлений о собственной идентичности. Отображѐнные в закодированном виде, они передавали изложение прошлой истории через носящие характер архетипа полузабытые конкретные историко-географические реалии. Они сохранялись и поддерживались, наполнялись новыми реалиями по мере расширения кругозора населения полисов, оставаясь составной частью и располагаясь либо в центре, либо на периферии содержания соответствующих религиозных обрядов и ритуалов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Айтов С.Ш. 2013. Цивилизационные и историко-антропологические аспекты «Греческого чуда». Антропологические измерения философских исследований. № 4: 25–32.
Андреев Ю.В. 1990. Поэзия мифа и проза истории. Л., Лениздат, 223.
Андреев Ю.В. 1998. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., Алетейя, 432.
Буданова В.П. 2012. Варвары и варварство в истории цивилизаций. Цивилизации и варварство. № 1: 10–46.
Вейнберг И.П. 1986. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., Наука, 208.
Воронцов В.А. 2012. Археология мифа и слова. Вестник КазГУКИ. № 1: 91–95.
Доманина С.А., Хазина С.В. 2017. История и миф, или Миф в истории: из опыта преподавания авторского курса «Сравнительная мифология». Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. № 2: 206–209.
Древнейшие государства Восточной Европы. 2003 год: Мнимые реальности в античных и средневековых текстах. 2005. Отв. ред. тома Т.Н. Джаксон. М., Наука, 434.
Замятнин Д. 2010. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук. Социологическое обозрение. Т. 9. № 3: 26–50.
Зорин И.В. 2005. Феноменология путешествий: в 8 частях. Часть II. М., Советский спорт, 224.
Иванов Вяч. Вс. 1987. Антропогонические мифы. Мифы народов мира. Т. 1. М., Советская энциклопедия, 87–88.
Иванов Вяч. Вс. 2009. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 5: Мифология и фольклор. М., Знак, 376.
Кереньи К. 2000. Элевсин. Архетипический образ матери и дочери. М., Рефл-бук, 288.
Кулланда С.В. 2014. Переднеазиатский арийский. К проблеме генеалогической классификации. Индоевропейское языкознание и классическая филология – XVIII (чтения памяти проф. Иосифа Моисеевича Тронского). Материалы конференции, проходившей 23–25 июня 2014 г. Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб., 553–556.
Лебедева Ю.И. 2016. Представления древних греков о пространстве и времени по поэмам «Илиада» и «Одиссея». Ярославский педагогический вестник. № 4: 216–222.
Лосев А.Ф. 1996. Мифология греков и римлян. Античная мифология в её историческом развитии. М., Мысль, 975.
Лосев А.Ф. 1990. Диалектика мифа. М., Правда, 589.
Лукаки А. 2018. Культурное и физическое пространство как условие художественного видения: Эгейский мир в творчестве греческих художников Малеаса, Гикаса и Тетсиса. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. СПб., 476–484.
Максименко О.Ю. и др. 2005. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры. Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. М., Наука, 256.
Митин И.И. 2006. Мифогеография как подход к изучению множественных реальностей места. Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 3. Отв. ред. и сост. Д.Н. Замятин. М., 64–82.
Митин И. 2005. Мифогеография: пространственные мифы и множественные реальности. Communitas. No2: 24–25.
Митин И.И. 2019. Мифогеография: новые механизмы интерпретации пространства (https://refdb.ru/look/2793104.html). 23. 08. 2019.
Митин И.И. 2014. Место как палимпсест: мифогеографический подход в культурной географии. Феномен культуры в российской общественной географии: экспертные мнения, аналитика, концепты. Под ред. А.Г. Дружинина и В.Н. Стрелецкого. Ростов-н/Д., 147–156.
Монаков А.С. 2008. Этнос и этническая идентичность. Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. № 1: 72–91.
Немировский А.И. 1986. Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, ВГУ, 352.
Немировский А.И. 2000. Мифы древности. Научно-художественная энциклопедия. Эллада. (Серия «Античное наследие»). М., Лабиринт, 412.
Обидина Ю.С. 2016. Древнегреческие мифы как исторический источник. Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». № 4 (8): 30–33.
Разинов Ю.А. 2011. Спор Правды и Кривды. Вестник ВГУ. Сер. Философия. № 2: 60–73.
Синицын A.A. 2015. Греки и монстры. Об античной мифологии как занимательной этногеографии. Боспорские исследования. Вып. 31. Отв. ред. В.Н. Зинько. Керчь, 188–191.
Строгецкий В.М. 2006. Проблемы становления истории как науки в античности. Античный мир и археология. Вып. 12: 351–362.
Суриков И.Е. 2011. Очерки об историописании в классической Греции. М., Языки славянских культур, 504.
Суриков И.Е. 2012. Полис, логос, космос: Мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры. М., РФСОН, 304.
Талапина М.Б. 2014. Научное и наивное знание как части единой картины мира. Современные коммуникации: Язык. Человек. Общество. Культура: cб. статей. Екатеринбург, 88–93.
Топоров В.Н. 1995. Миф, Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., Прогресс-Культура, 1845.
Шестеркина Н.В. 2011. Миф как когнитивная парадигма. Вопросы когнитивной лингвистики. 2: 40–49.
Шифман И.Ш. 1987. Ветхий завет и его мир: (Ветхий завет как памятник литературной и общественной мысли древней Передней Азии). М., Политиздат, 240.
Элиаде М. 1994. Священное и мирское. М., МГУ, 144.
Элиаде М. 1994. Аспекты мифа. Пер. В. Большакова. М., ППП, 240.
Элиаде М. 1998. Миф о вечном возвращении. Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб., Алетейя, 250.
Яйленко В.П. 2013. Скифский Ахилл в Северном Причерноморье VIII–V вв. до н. э. и его индоарийские истоки. Древности Боспора. Вып. 17: 374–404.
Яйленко В.П. 2016. Амазонки Страбона на Северном Кавказе. Кавказ и степь на рубеже поздней бронзы и раннего железа: материалы Между-нар. науч. конф., посвящ. памяти Марии Николаевны Погребовой (Москва, 25–27 апреля 2016 г.). Отв. ред. А.С. Балахванцев, С.В. Кулланда. М.: 252–256.
Assmann А. 2008. Transformations Between History and Memory. In: Social Research: An International Quarterly. Vol. 75 (1): 49–72.
Bakke J. 2010. The Tears of Odysseus. Memory and Visual Culture in Ancient Greece. In: Arv. Nordic Yearbook of Folklore. Vol. 66: 21–42.
Baldursson H. 2015. The Interrogation of Proteus. An Exploration of the Relationship of Signs and Cultural Memory. Iceland Academy of Art, 40.
Bedrosian R. 2011. Eastern Asia Minor and the Caucasus in Ancient Mythologies. Internet Archive, 300.
Brzezińsky Ks. D. 2015. The notion of Myth in history, ethnology and phenomenology. In: Kwartalnik Widzialu Teologicznego UMK. T. 32. № 4: 13–26.
Buxton R. 1994. Imaginary Greece, the Contexts of Mythology. Cambridge, UP, XVI+250.
Calame Cl. 2009. Poetic and Performative Memory in Ancient Greece: Heroic Reference and Ritual Gestures in Time and Space. Washington, 275 (Hellenic Studies Series 18).
Calame Cl. 2009. Greek Mythology: Poetics, Pragmatics and Fiction. Cambridge, UP, XI+275.
Charlote L. 2016. Les barbares. In: Les Barbares. Ed. B. Dumézil. Paris, UP: 1–20.
Clark K. 2017. Walking through History unlocking the Mythical Past. In: Myths on the Map. The Storied Landscapes of Ancient Greece. Ed. by Greta Hawes. Oxford, UP: 14–31.
Claval P. 2001. The geographical study of myths. In: Norsk Geografisk Tidsskrift. Vol. 55 (3): 138–151.
Cline D.H. 2012. Six Degrees of Alexander: Social Network Analysis as a Tool for Ancient History. In: AHB. Vol. 26: 59–70.
Cole S.G. 2004. Landscapes, Gender, and Ritual space. The Ancient Greek Experience. Berkeley, UCP, 312.
Communities and Networks in the Ancient Greek World. 2015. Ed. by Clair Taylor, Kostas Vlasopoulos. Oxford, UP, 316.
Detienne M., Vernant, J.-P. 1978. Cunning Intelligence in Greek Culture and Society. Sussex, Chicago, Harvester Press, 337.
D’Ercole M.C. 2017. Archaeology and Economic History: between affinities and discord. In: Archéologie et sciences sociales. T. 9: 1–13.
Doty W.G. 2000. Mythography. The Study of Myths and Rituals. London, UAP, 600.
Egan К. 2007. From myth to history and back again. In: Thinking Skills and Creativity. Vol. 2 (1): 62–67.
Eliade M. 1963. Myth and Reality. New York, Harper and Row, 212.
Finkelberg M. 2005. Greeks and Pre-Greeks: Aegean Prehistory and Greek Heroic Tradition. Cambridge, UP, 203.
Finley M. 1965. Myth, Memory, and History. In: History and Theory. Vol. 4. Iss. 3: 281–302.
Friedman J. 1992. Myth, History, and Political Identity. In: Cultural Anthropology. Vol. 7. No. 2: 194–210.
Graf F. 1987. Griechische Mythologie. Eine Einführung. Berlin, Albatros, 200.
Graf F. 1993. Greek Mythology. An Introduction. London, JHUP, 264.
Heehs Р. 1994. Myth, History, and Theory. In: History and Theory. Vol. 33, No. 1: 1–19.
Honko L. 1972. The Problem of Defining Myth. In: The Myth of the State. Ed by H. Biezais. Stockholm: 7–19 (Scripta Instituti Donneriani Aboensis, vol. 6).
Honko L. 1970. Der Mythos in der Religionswissenschaft. In: Temenos. Vol. 6: 36–67.
Kalame Cl. 2003. Myth and History in Ancient Greece The Symbolic Creation of a Colony. Princeton, UP, 192.
Kirk G.S. 1970. Myth, Its Meaning and Functions in Ancient and Other Cultures. Oxford, UP, X+299.
Knapett C. 2016. Globalization, connectivities and networks. In: The Routledge Handbook of Archaeology and Globalization. Ed. by Tamar Hodos, Alexander Geurds, Paul Lane, Ian Lilley, Martin Pitts, Gideon Shelach, Miriam Stark, Miguel John Versluys. London: 29–50.
Loraux N. 1993. The Children of Athena. Athenian ideas about citizenship and division between the sexes. Princeton, New Jersey, 296.
Loukaki А. 2016. The Geographical Unconscious. London, Routledge, 432.
Malkin I. 2011. A small Greek world. Networks in the ancient Mediterranean. Oxford, UP, V+207.
Malinowski B. 1954. Myth in primitive psychology. London, RT, 126.
Montello, D.R., et al. 2003. Testing the first law of cognitive geography on point-display spatializations. In: Spatial Information Theory. Foundations of Geographic Information Science. Ed. by Montello Daniel R. et al. Berlin; Heidelberg: 316–331.
Morford M.P.O., Lenardon R.J., Sham M. 2011. Classical Mythology. Oxford; New York, 880.
Morillo St. 2013. Frameworks of World History. Volume Two: Since 1400. New York; Oxford: 4–197.
Myth and history, history in myth. 2009. Proceedings of the Third International Conference of the Society for Netherlandic History (New York: June 5–6, 2006). Ed. by Laura Cruz, Willem Frijhoff. Leiden; Boston, Brill’s Studies intellectual history. Vol. 182, 268.
Nachman B.-Y. 2002. Sacrificing Truth: Archaeology and The Myth of Masada. Amherst, NY, Humanity Books, 253.
Network Analysis in Archaeology: New Approaches to Regional Interaction. 2013. Ed. by Carl Knapett. Oxford, UP, XX+350.
Рirenne-Delforge V. 2009. Under Which Conditions Did the Greeks «Believe» in Their Myths? The Religious Criteria of Adherence. In: Antike Mythen. Medien, Transformationen, Konstruktionen. Festschriften für Fritz Graf. Ed. Chr. Walde, U. Dill. Berlin: 38–54.
Rønning A.H. 2009. Some Reflections on Myth, History and Memory as Determinants of Narrative. In: Coolabah. Vol. 3: 143–151.
Shalaeva А.V. 2015. The Scientific study of Myth: Romantic account of symbolism and mythology dasic research. Program working papers series: Humanities WP BRP 100/HUM/2015 (Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 100/HUM/2015. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2594796 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2594796).
Sheffi J., Korotayev A., Grinin L. 2013. Introduction. Globalization as a link between the Past and Future. In: Globalization: Yesterday, Today, and Tomorrow. Ed. by Jim Sheffield. Victoria, University of Wellington. Ave, XX–XXII.
Strenski I. 1987. Four Theories of Myth in Twentieth-Century History: Cassirer, Eliade, Lévi-Strauss and Malinowski. Iowa, UIP, 234.
Thompson S. 1977. The Folktale. Berkeley, UCP, 536.
Thuillard M., Le Quellec J.-L., d’Huy J., Yuri Berezkin Yu. 2018. A large-scale study of world myths. TRAMES. Vol. 22 (72/67). Iss. 4: 420–421.
van Wijngaarden G.J. 2011. Immaterial landscapes: Homeric geography and the Ionian Islands in Greece. Quaternary International. Vol. 30: 1–6.
Vlassolopoulos K. 2013. Greeks and Barbarians. Cambridge, UP, XXII+392.
Witzel M.J.E. 2012. The Origins of the World’s Mythologies. Oxford, UP, XX+665.
Wооdard R.D. 2007. Muthoi in Continuity and Variation. In: The Cambridge Companion to Greek Mythology. Ed. by Roger D. Woodard. Cambridge, UP, 1–10.
Wyatt N. 2010. The Archaeology of Myth. London; Oackwill, 192.
Просмотров аннотации: 327
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.