Дворянство и духовенство в системе вертикальной социальной мобильности конца XVII – второй половины XIX века: к вопросу о причинах, побудивших «благородных» перейти в священнослужители

Авторы

  • Светлана Ренатовна Губаева Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-2-383-393

Ключевые слова:

помещик, сельский священник, социальная психология, сословная исключительность, традиции, новации

Аннотация

В заявленной статье рассматривается вопрос вертикальной нисходящей социальной мобильности дворян, а именно их переход в священнослужители, который отразил проблемы социального партнерства. Анализ таких исторических источников, как воспоминания, материалы церковной периодики и законодательство Российской империи позволили выявить причины, которые побудили «благородных» покинуть сословие; доказать целенаправленность дворян в изменении социального статуса; раскрыть содержание социально-психологического антагонизма и социального партнёрства между двумя привилегированными социальными группами; обозначить проявление тенденции превращения сельских священников в «барскую прислугу». Изучение новых поведенческих стереотипов дворян в русле смены социального облика целесообразно для формирования представления о проблемах партнёрства поместного дворянства и сельских священников.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Ренатовна Губаева, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры российской истории и документоведения,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Барадулин Г. 1897. Жизнь и деятельность Святого Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Христианские чтения. Т. 4: 517–536.

Бодянский О. 1848. Замечания, до Малой России принадлежавшие. С предисловием действительного члена О. Бодянского. Издание императорского общества истории и древностей российских. Т. 1: 1–55.

Гончаров В.А. 2011. «Необходимо созвать новый вселенский собор, и в этом ближайшая и неотложная задача церкви». Докладная записка кафедрального протоиерея Иоанна Арсеньева святейшему патриарху Тихону (Беллавину). Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. История Русской Православной Церкви. 6: 117–144.

Григорьев И.Г. 1899. Современные записки надворного советника Ивана Григорьевича Григорьева, им самим написанные. С.-Петербург, 1802 г. Детям моим. Лященко А. Записки И.Г. Григорьева. Санкт-Петербург, Типография Р. Голике: 11–18.

Знаменский П.В. 1881. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, Типография Императорского университета, 807.

Знаменский И.П. 1880. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. Москва, Типография М.Н. Лаврова и К, 186.

Знаменский П.В. 1873. Приходское духовенство в России со времени Петра I. Казань, Университетская типография, 851.

Иванова Н.А., Желтова В.П. 2010. Сословное общество Российской империи (XVIII – начало XX века). Москва, Хронгограф, 752.

Карнишина Н.Г. 2010. Церковные реформы в России во второй половине XIX века. Москва, Издательство ПСТГУ, 176.

Краснопольский А.И. 1878. Деревенские дельцы. Вестник Европы. Т. 5: 125–177.

Лебедев А.С. 1886. Харьковский коллегиум как просветительский центр Слободской Украины до учреждения в Харькове университета. Москва, университетская типография на Страстном бульваре, 103.

Любжин А.И. 2008. Харьковский коллегиум в XVIII – начале XIX. Вопросы образования. 3: 240–263.

Миронов Б.Н. 2003. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). Санкт-Петербург, Дмитрий Буланин, 548.

Рождественский В. 1887. Заметки и сообщения о печати. Московские церковные ведомости. 22: 322.

Рункевич С.Г. 1895. Письма аскета: из переписки архим. Игнатия Брянчанинова с С.Д. Нечаевым. Христианское чтение. 5–6: 553–595.

Самоквасов. 1870. Три документа, относящиеся к истории церкви села Глазова. Черниговские епархиальные известия. 2: 22–26.

Смирнов С.К. 1855. История Московской славяно-греко-латинской академии. Москва, Типография В. Готье, 428.

Смирнова-Россет А.О. 1990. Воспоминания. Письма. Москва, Правда, 540.

Сорокин П.А. 1992. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, Политиздат, 543.

Стаховский Антоний, архиепископ Черниговский. 1897. Черниговские епархиальные известия. 2: 75–81.

Толмачев Я.В. 1892. Автобиографическая записка. Русская старина. 9: 699–706.

Фирсов С.С. 2002. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). Москва, Культурный центр «Духовная библиотека», 637.

Чистович И.А. 1857. История Санкт-Петербургской духовной академии. Санкт-Петербург, Типография Якова Трея, 462.

Цыпин В. 2010. РПЦ в синодальную эпоху. 1700–1917 гг. Москва, Издательство Сретинского монастыря, 816.

Шаповалов В.А. 2014. Дворянство Центрально-Черноземного региона России в пореформенный период. Москва, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 544.

Шаповалов В.А. 2013. «На Руси дворянин, кто за многих один»: позитивное отношение к помещику в русском народном фольклоре (на примере пословиц и поговорок). Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 22: 87–91.


Просмотров аннотации: 411

Поделиться

Опубликован

2021-06-30

Как цитировать

Губаева, С. Р. (2021). Дворянство и духовенство в системе вертикальной социальной мобильности конца XVII – второй половины XIX века: к вопросу о причинах, побудивших «благородных» перейти в священнослужители. Via in Tempore. История. Политология, 48(2), 383-393. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-2-383-393

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы отечественной истории