Святой человек и практика исцелений в Восточном Средиземноморье в начале IV – середине V вв.

Авторы

  • Андрей Александрович Данилов Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-25-35

Ключевые слова:

Поздняя античность, святость, исцеления, социальные практики

Аннотация

Работа посвящена изучению практики исцеления святых в эпоху Поздней античности. Работа построена на исследовании агиографических источников и в некоторой степени восполняет имеющуюся в современной историографии лакуну, связанную с изучением практики чудесного исцеления на христианском Востоке в период поздней античности. Позднеантичный период с его особенным отношением к вопросам болезни и ее социальному значению практически ускользает из поля зрения современных историков. В данной работе акцент ставится не столько на медицинские аспекты исцелений, сколько на социальные аспекты практики святых, что придает работе определенную новизну и актуальность. Автор показывает, что святые осуществляют важные социальные функции и предоставляют механизм существования целой группе людей, выброшенной из социума, – тяжело больным, калекам и умирающим.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Андрей Александрович Данилов, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

магистрант кафедры средневековых цивилизаций,
г. Нижний Новгород, Россия

Библиографические ссылки

Арнаутова Ю.Е. 2004. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб., Алетейя, 398.

Глубоковский Н.Н. 1890. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. Т. 1. М., 349.

Глубоковский Н.Н. 1890. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. Т. 2. М., 510.

Сидоров А.И. 1996а. Блаженный Феодорит Кирский – архипастырь, монах, богослов. Его значение в истории древнехристианской Церкви и православного богословия. М., Паломник: 7–45.

Сидоров А.И. (изд.). 1996b. Феодорит Кирский. История Боголюбцев. М., Паломник, 448.

Терновский C.A. 1899. Очерки из церковно-исторической географии. Области восточных патриархов Православной Церкви до IX века. Вып.1. Казань, 190.

Филиппов И.С. 2019. О святости, корректности и горизонтах науки. Заметки о сборнике статей «Европа святых: социальные, политические и культурные аспекты святости в средние века». СПб., Алетейя, 323 с. В: Средние века. Т. 80. 3: 192–209.

Шлюмбом Ю., Хагнер М., Сироткина И. 2008. Введение. История медицины: актуальные тенденции и перспективы. В: Болезнь и здоровье: новые подходы к истории медицины. СПб., Алетейя: 8–40.

Яцык С.А. (изд.). 2018. Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века. СПб., Алетейя, 324.

Azema Y. 1990. Théodoret de Cyr. In: Dictionnaire de spiritualité, fasc. XCVI–XCVIII. Paris: 418–435.

Bartlett R. 2013. Why Can the Dead Do Such Great Things? Saints and Worshippers from the Martyrs to the Reformation. Oxford, 815.

Biraben J.N. 1975. Les hommes et la peste en France et dans les pays europoens et rnediterrancens. Т. I. Paris, 452.

Biraben J.N. 1976. Les hommes et la peste en France et dans les pays europoens et rnediterrancens. Т. II. Paris, 416.

Brown P. 1971. The rise and function of the Holy man in late Antiquity. In: Journal of Roman Studies. Vol. 61: 80–101.

Brown P. 2008. Holy Man. In: The Cambridge Ancient History. Late Antiquity: Empire and Successors, A. D. 425–600. vol. 14. Cambridge, UP: 781–810.

Butler C. (ed.). 1904. Palladius. Historia Lausiaca. Cambridge, University press, 398.

Cameron A. 1999. On defining the holy man. In: The Cult of Saints in Late Antiquity and the Middle Ages. Essays on the Contribution of Peter Brown. Oxford: 27–43.

Canivet P., Leroy-Molinghen A. (ed.). 1977. Théodoret de Cyr. Histoire des moines de Syrie. Sources Chrétiennes 234. vol. 1. Paris, 513.

Canivet P., Leroy-Molinghen A. (ed.). 1979. Théodoret de Cyr. Histoire des moines de Syrie. Sources Chrétiennes 257. vol. 2. Paris, 469.

Chadwick H. 1981. Pachomios and the Idea of Sanctity. In: The Byzantine Saint. London: 25–31.

Clarck E. 2008. From Patristics to Early Christian Studies. In: The Oxford Handbook of Early Christian Studies. New York: 7–42.

Dagron G. 1968. La vie ancienne de saint Marcel l’Acemetes. In: Analecta Bollandiana. Vol. 85: 271–321.

Delehaye H. 1927. Sanctus: essai sur le culte des saints dans l'antiquité. Subsidia hagiographica. Vol. 17, 265.

Drijvers H.J.W. 1981. Hellenistic and Oriental Origins. In: The Byzantine Saint. London: 11–25.

Festugière A.-J. 1949. La sainteté. In: Mythes et religions.Vol. 9: 1–103 (In French).

Freudenthal H. 1931. Das Feuer im deutschen Glauben und Brauch Berlin; Leipzig, 32.

Lowther Clarck W.K. (ed.). 1918. The Lausiac History of Palladius, a Critical Edition. New York, The Macmillan Company, 245.

McNeill W.H. 1998. Plagues and Peoples. New York, Anchor Books; Doubleday, 340.

Migne J.-P. (ed.). 1864. Theodoretus Cyrensis. Historia religiosa In: Patrologia Graeca. T. LXXXII. Theodoretus, Cyrensis Episcopus. Opera Omnia: 1279–1498.

Patlagean E. 1968. Ancienne hagiographie byzantine et histoire sociale. In: Annales: Economies, Société, Civlisations. Vol. 23: 106–123.

Ryden L. 1981. The Holy Fool. In: The Byzantine Saint. London: 106–117.

Vauchez A. 1988. La sainteté en Occident aux demiers siècles du Moyen Age d’apres les proces de canonisation et les documents hagiographiques. Rome, 765.

Whitby M. 1987. Maro the Dendrite: an Anti-Social Holy Man? In: Homo Viator, Classical Essays for John Bramble. Bristol: 309–317.


Просмотров аннотации: 412

Поделиться

Опубликован

2021-07-05

Как цитировать

Данилов, А. А. (2021). Святой человек и практика исцелений в Восточном Средиземноморье в начале IV – середине V вв. Via in Tempore. История. Политология, 48(1), 25-35. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-25-35

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории