Образ святого-воина в латинской агиографической литературе IV–VI вв.
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-15-24Ключевые слова:
военная лексика, Церковь, агиографическая литература, образ святого, культ святых, посольская миссия, патронаж, риторикаАннотация
В статье рассматривается создание образа святого-воина с помощью использования военной лексики в латинской агиографической литературе IV–VI вв. Для этого в работе анализируется эволюция данной модели святости от «воинов», сражающихся посредством аскезы, слова и веры, к святым, деятельно участвующим в разрешении конфликтов. Ключевым для статьи стал историко-антропологический подход, также использованы достижения нарратологии, семиотики и имагологии. Развитие модели святого в западноевропейской житийной литературе приводит к оформлению образов святого-посла и святого-ритора, в которых военный контекст может укреплять авторитет святого или подчеркивать его Romanitas.
Скачивания
Библиографические ссылки
Августин Блаженный. 1998. О Граде Божием. Книги XIV–XXII. В кн.: Творенья: В 4 т. Т. 4. СПб., Алетейя; Киев, УЦИММ-Пресс, 595.
Амвросий еп. Медиоланский. 1995. Об обязанностях священнослужителя, творенье. Пер. с лат. Г. Прохоров. Москва – Рига, Благовест, 413.
Браун П. 2004. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М., РОССПЭН, 207.
Зайцев Д. 2004. Гонорат, епископ Массилийский. Житие святого Илария, епископа Арелатского. В кн.: Арелатские проповедники V–VI вв. М., Империум-Пресс, 390.
Калмыкова Е.В. 2013. Военная служба английских клириков в XIV–XV веках. Средние века. М, Наука. Вып. 74 (3–4): 150–171.
Калмыкова Е.В. 2018. Пастыри во главе армии: образы воинственных прелатов в английской исторической традиции. Диалог со временем. М., ИВИ. Т. 63: 134–145.
Магн Феликс Эннодий. 2013. Житие блаженнейшего мужа Епифания, епископа Тицинской церкви. Пер. с лат. вступ. ст., коммент. и указатели Тюленева В.М. СПб., Издательство Олега Абышко, 188.
Манукян Э.М. 2015. Episcopus bonus: эпистолярная репрезентация образа у Сидония Аполлинария. Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Белгород. 7 (204): 58–64.
Сульпиций Север. 1999. Житие святого Мартина, епископа и исповедника. В кн.: Сочинения. М., РОССПЭН, 319.
Житие прп. отца нашего Иллариона Великого. 1893. Пер. с лат. Помяловский И.В. Палестинский патерик. СПб. Вып. 4, 47.
Тюленев В.М. 2014. Слово против меча: новое содержание romanitas у Эннодия. Antiquitas Aeterna. Нижний Новгород. Вып. 4: 305–316.
Тюленев В.М. 2013. Магн Феликс Эннодий – человек уходящей эпохи. В кн.: Магн Феликс Эннодий. Житие блаженнейшего мужа Епифания, епископа Тицинской церкви. Панегирик королю Теодориху. Житие блаженного монаха Антония. Благодарение за свою жизнь. СПб., Издательство Олега Абышко, 188.
Borius R. 1965. Vie de Saint Germaind’Auxerre. Paris, Les Éditions du Cerf. Vol. 112, 231.
Cox R. 2018. The Ethics of War up to Thomas Aquinas. In: The Oxford Handbook of Ethics of War. Oxford University Press, USA, 592.
Egmond W.S. van. 2006. Conversing with the Saints: Communication in Pre-Carolingian Hagiography from Auxerre. Turnhout, Brepols, 240.
Gillett A. 2003. Envoys and Political Communication in the Late Antique West, 411–533. Cambrige, 335.
Rapp C. 2005. Holy Bishops in Late Antiquity: the Nature of Christian Leadership in an Age of Transition. Berkeley, 520.
Stephanus Africanus. 1850. Vita Amatoris. Ed. L.M. Duru. Bibliothèque Historique de l’Yonne, ou Collection des Légendes, Chroniques et Documents Divers pour Servir à l’Histoire des Différentes Contrées qui Forment Aujourd’hui Ce Département, 1. Auxerre, Perriquet, 581.
Swift L.J. 1983. The Early Fathers on War and Military Service. Wilmington, 164.
Vita Germani Episcopi Autissiodorensis Auctore Constantio. 1920. Ed. and trans. W. Levison. In: MGH SS. rer. Merov. Bd. 7. Hannover and Leipzig: 247–283.
Просмотров аннотации: 360
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.