Образы визионеров и видений в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного

Авторы

  • Софья Сергеевна Никулина Ивановский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-2-328-337

Ключевые слова:

визионерская традиция, образы, Церковная история, классификация, Беда Достопочтенный

Аннотация

Работа посвящена анализу способов классификации образов визионеров и образов, явленных им, в тексте «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного. Рассмотрены причины, по которым тот или иной образ визионера появляется в тексте, а также почему именно такой тип визионера наделен конкретным образом, явленном в видении. Кроме того, прослеживается связь между образом видения, типом визионера и функциями конкретного эпизода, описывающего чудо визионерства. В соответствии с выделенными четырьмя основными функциями видений – познавательной, развлекательной, дидактической и прогностической – создана классификация всех образов видений, описанных в «Церковной истории народа англов», определяющая доминирующий образ видения для конкретного визионера.

Биография автора

Софья Сергеевна Никулина, Ивановский государственный университет

аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений,
г. Иваново, Россия

Библиографические ссылки

Гвоздецкая Н.Ю. 2013. Латинские наименования музыкально-поэтического творчества в древнеанглийском переводе «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного. В кн.: Life beyond Dictionaries. Материалы юбилейной X Международной школы-семинара. Иваново, Ивановский государственный университет: 87–90.

Гвоздецкая Н.Ю. 2018а. Видения в «Церковной истории народа англов» Беды Досточтимого: скрытые смыслы. В кн.: Скрытые смыслы или грамматика нереального-2: материалы круглого стола (Москва, 14 декабря 2018). М., МГУ: 21–25.

Гвоздецкая Н.Ю. 2018б. Видения и визионеры в литературе раннесредневековой Англии и Исландии. Cursor mundi: человек античности, средневековья и возрождения, 10: 75–92.

Гуревич А.Я. 1981. Проблемы средневековой народной культуры. М., Искусство, 185.

Зверева В.В. 2008. «Новое солнце на Западе»: Беда Достопочтенный и его время. СПб., Алетейя, 48.

Ненарокова М.Р. 2003. Досточтимый Беда – ритор, агиограф, проповедник. М., ИМЛИ РАН, 74.

Прогунова Ю.М. 2015. Христианская и языческая традиция в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (на примере «женской темы»). Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 3: 90–96.

Прокофьев Н.И. 1964. Видение как жанр в древнерусской литературе. Вопросы стиля художественной литературы. М., МГПИ им. В.И. Ленина: 35–36.

Шилова Н.Л. 2013. Мотив «тонкого сна» в литературных визионерских сюжетах. Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета, 1 (130): 68–73.

Ярхо Б.И. 1989. Из книги «Средневековые латинские видения». Восток – Запад: Исследования, переводы, публикации, 4: 20.

Esser-Miles C.M. 2020. Heavenly Metaphors and the Transcendent Divine: Visions and light as methods to cross heavenly boundaries in Old English poetry. Available at: https://www.academia.edu/39460224 (accessed 7 September 2020).

Guiliano Z.M. 2015. The Allegorical Exegesis of Bede: 'Figures in History and the Shape of the Self'. Available at: https://www.academia.edu/1016410 (accessed 19 September 2020).

Harris S.J. 2002. Bede and Gregory‟s Allusive Angles. Criticism, 44 (3): 271–289.

Holder A.G. 1990. Bede and the Tradition of Patristic Exegesis. The Anglican theological review, 72 (4): 399–411.

McKinney W.A. 2011. Creating a gens Anglorum: Social and Ethnic Identity in Anglo-Saxon England through the Lens of Bede‟s Historia Ecclesiastica. PhD thesis. York, 122–123.

Orsbon D.A. 2011. Bede‟s Sacred Order: Schemes and Tropes in the Historia Ecclesiastica: Part I. The American Benedictine Review, 62 (1): 3–26 (126).

Rowley Sh. M. 2003. Reassessing Exegetical Interpretations of Bede‟s Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum. Literature and Theology, 17 (3): 227–243 (230).

Rowley Sh.M. 2009. The Role and Function of Otherworldly Visions in Bede‟s Historia ecclesiastica gentis Anglorum. In: The World of Travellers: Exploration and Imagination. Leuven, Peeters: 163–181.

Saint Bede. 2011. Historia ecclesiastica gentis anglorum (Latin Edition). М., Нобель Пресс, 624.

Wallis Ch. 2013. The Old English Bede: Transmission and Textual History in Anglo-Saxon Manuscripts. PhD thesis. Sheffield, 17.


Просмотров аннотации: 119

Опубликован

2021-06-30

Как цитировать

Никулина, С. С. (2021). Образы визионеров и видений в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного. Via in Tempore. История. Политология, 48(2), 328-337. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-2-328-337

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории