Синтез культур и квазиисторическая традиция в учении Георгия Гурджиева

Авторы

  • Александр Николаевич Мошкин Белгородский государственный национально-исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-211-229

Ключевые слова:

Гурджиев, Институт гармонического развития, Четвёртый путь, интегральный традиционализм, русский интегральный традиционализм, мистицизм, русский космизм, русская философия, армянская философия

Аннотация

В данной работе рассматриваются философские взгляды отечественного философа-мистика первой половины XX в. армяно-греческого происхождения Георгия Гурджиева. В статье доказывается, что философское учение Гурджиева было ответвлением интегрального традиционализма, имея отечественную специфику. В частности, Гурджиев подвергает резкой критике современное европейское общество, его науку и культуру, упрекая его в деградации и стремясь обратиться к древнему правильному учению. При этом Гурджиев опирался на идеи русского космизма, православного христианства и религиозные практики среднеазиатских суфиев, а также синтез других религий. Он был не только теоретиком интегрального традиционализма, но и практиком, реализуя свое учение в основанном им Институте гармонического развития. Суть учения Гурджиева состояла в том, что человек является неотъемлемой частью природы и космоса, но природа человечества искажена, оно деградировало и забыло свои функции в современном мире. Необходимо применять практики Четвертого пути, предполагавшие самосовершенствование и внутреннюю работу над собой для духовного роста и пробуждения совести. Гурджиев практиковал гипноз. Важную роль для Гурджиева играли кавказские и среднеазиатские народные традиции.

Биография автора

Александр Николаевич Мошкин, Белгородский государственный национально-исследовательский университет

доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИЛ исторической антропологии,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Алексахин В. 2003. Биография Георгия Ивановича Гурджиева. Сайт Lib.Ru: Георгий Иванович Гурджиев. URL: http://lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/gurdbio.txt (дата обращения 01.02.2021).

Гордлевский В.А. (изд.). 1957. Анекдоты о Ходже Насреддине. М., Изд-во Восточной литературы, 275.

Беннетт Д.Г. 2006. Свидетель, или История поиска. М., Гаятри, 433.

Бровко В.П. 2019. Георгий Гурджиев и его Вельзевул. М., Литрес: Самиздат, 390.

Вандерхилл Э. 1996. Гурджиев. В: Мистики XX в. Энциклопедия. М., Миф; Локид: 164–180.

Греков И.М. 2013a. Идея работы в духовном опыте школы «Четвёртого пути» Г.И. Гурджиева. В: Гуманитарные и социальные науки. 1: 141–151.

Греков И.М. 2013b. Развитие и интерпретация идей Г.И. Гурджиева в работах его последователей. В: Гуманитарные и социально-экономические науки. 1 (68): 14–19.

Греков И.М. 2013с. Сознательная эволюция человека в философско-религиозном учении Г.И. Гурджиева. Дисс… канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 146.

Гурджиев Г.И. 2002. Вопросы и ответы. В: Гурджиев. Эссе и размышления о Человеке и его Учении (сборник). М., Страйклайт: 14–30.

Гурджиев Г.И. 2004. Все и вся. Объективно-беспристрастная критика жизни человека, или Рассказы Вельзевула своему внуку. М., Эксмо, 880.

Гурджиев Г.И. 2008a. 48 упражнений. В: Сайт Gurdjieff Club. URL: https://gurdjieffclub.com/48-uprazhnenii/ (дата обращения 01.02.2021).

Гурджиев Г.И. 2008b. Беседы с учениками. Париж 1941–1944. В: Сайт Gurdjieff Club. URL: https://gurdjieffclub.com/knigi-besedy-s-uchenikam/ (дата обращения 01.02.2021).

Гурджиев Г.И. 2008c. Вестник грядущего добра. В: Сайт Gurdjieff Club. URL: https://gurdjieffclub.com/knigi-vestnik-grjadushchego-dobra/ (дата обращения 01.02.2021).

Гурджиев Г.И. 2008d. Лекция о символизме (эннеаграмма). В: Сайт Gurdjieff Club. URL: http://www.endlesssearch.co.uk/philo_enneagramtalk_russian.htm (дата обращения 01.02.2021).

Гурджиев Г.И. 2009a. Восемь встреч в Париже. В: Сайт «Четвертый путь. Гурджиев – Успенский – Суфизм». URL: http://www.fway.org/onlinelib/48-2009-02-10-15-05-46/180-2009-02-10-15-16-02.html (дата обращения 01.02.2021).

Гурджиев Г.И. 2009b. Последний час жизни. В: Сайт «Четвертый путь. Гурджиев – Успенский – Суфизм». URL: http://www.fway.org/onlinelib/47-psl/177-2009-02-10-14-58-30.html (дата обращения 01.02.2021).

Гурджиев Г.И. 2009с. Человек – это многосложное существо. В: Сайт «Четвертый путь. Гурджиев – Успенский – Суфизм». URL: http://fway.org/onlinelib/64--q-q/323--q-q-.html (дата обращения 01.02.2021).

Гурджиев Г.И. 2014. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». М., Энигма, 240.

Гурджиев Г.И. 2018a. Взгляды из реального мира. М., Энигма, 376.

Гурджиев Г.И. 2018b. Встречи с замечательными людьми. М., Энигма, 368.

Гурджиев Г.И. 1999. Закономерное разнообразие проявлений человеческой индивидуальности. В: Гурджиев Г.И. Беседы Вельзевула со своим внуком. Минск, Харвест: 974–1017.

Клостре С. 2002. Десерт. В: Гурджиев. Эссе и размышления о Человеке и его Учении (сборник). М., Страйклайт: 167–173.

Кравченко В.В. 1997. Мистицизм в русской философской мысли XIX – начала XX веков. М., Издатцентр, 280.

Кравченко В.В. 2020. Русский мистицизм как образ «другого» для западного эзотеризма. В: Вестник Тверского государственного университета. Сер. Философия. 3 (53): 174–187.

Куракина О.Д. 2014. Русский космизм – мировоззрение русской цивилизации. В: Булгаковские чтения. 8: 6–12.

Кучеренко В.А. 2005. Учение о человеке Г.И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности. Дисс… канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 141.

Лемешев О. (диак.). 2019. Мистическое учение о «совести» в оккультной концепции «Четвёртого пути». В: Вопросы богословия. Т. 2. 2: 70–87.

Лунин Б.В. 1958. Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане. Туркестанский кружок любителей археологии (1895–1917). Ташкент, Изд-во АН Узбекской ССР, 320.

Нежинский И.В. 2009. Эзотерическое христианство Георгия Гурджиева. В: Сайт «Четвертый путь. Гурджиев – Успенский – Суфизм». URL: http://fway.org/articles/261-2009-03-13-20-35-10.html (дата обращения 01.02.2021).

Орлов И.О. 2006. Научная революция конца XIX – начала XX века. В: Философия науки. 1 (28): 130–148.

Пильчинова Е.В. 2014. Научно-техническая революция как основной фактор развития производительных сил: исторический обзор. В: Вестник Бурятского государственного университета. 2: 22–25.

Питанов В.Ю. 2016. Георгий Гурджиев – оккультист или христианин? В: Персональный сайт Питанова Виталия Юрьевича. Психология, сравнительное религиоведение, апологетика. URL: http://pitanov.info/georgiy-gurdzhiev-okkultist-ili-hristianin (дата обращения 01.02.2021).

Полонская И.Н. 2005. Философские принципы традиционализма. В: Научная мысль Кавказа. 4: 30–36.

Ровнер А.И. 2002. Гурджиев и Успенский. М., София: Гелиос, 509.

Свиридовская Н.Д. 2014. Фома Гартман: неизвестный композитор круга Танеева и Рахманинова. В: Научный вестник Московской консерватории. 1: 68–85.

Седжвик М. 2014. Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М., Новое литературное обозрение, 536.

Успенский П.Д. 2014. В поисках чудесного. М., Энигма, 488.

Уэлш У.Д. 2002. Воспоминания. В: Гурджиев. Эссе и размышления о Человеке и его Учении (сборник). М., Страйклайт: 145–166.

Филиппович А.В. 2014. Историософия интегрального традиционализма. В: Антро. 2(15): 51–62.

Холодов М., Молотов О. 2010. Традиция и традиционализм: о терминах и их содержании. В: Полюс. 1: 4–9.

Baker R. 2000. No Harem. Gurdjieff and the Women of The Rope. In: Gurdjieff International Review. URL: https://www.gurdjieff.org/G.1-2.htm (дата обращения 01.02.2021).

Gurjieff G.I. 1953. Scenario of the Ballet «The Struggle of the Magicians». Capetown, South Africa, The Stourton Press, 44.

Taylor P.B. 1998. The Shadows of Heaven: Gurdjieff and Toomer. Newburyport, Red Wheel Weiser, 272.


Просмотров аннотации: 230

Опубликован

2021-07-08

Как цитировать

Мошкин, А. Н. (2021). Синтез культур и квазиисторическая традиция в учении Георгия Гурджиева. Via in Tempore. История. Политология, 48(1), 211-229. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-211-229

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы отечественной истории