Институционализация и деятельность провинциальных народных университетов в России в XIX – начале XX вв.
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-1-156-164Ключевые слова:
народный университет, гражданское общество, рубеж XIX–XX вв., Общество народных университетов, общественные организацииАннотация
Целью исследования является изучение феномена народных университетов России в конце XIX – начале XX вв. Изучение исторического опыта Обществ народных университетов императорской России крайне актуально, поскольку в современном обществе наблюдается высокий интерес к исследованию подобного рода общественных трансформаций. В статье особое внимание уделено изучению институционализации, просветительской и в некоторых случаях образовательной деятельности провинциальных Обществ народных университетов. Выделены основные проблемные моменты в процессе становления провинциальных Обществ. Устанавливается взаимосвязь столичных и провинциальных народных университетов посредством транслирования общественных, просветительских и образовательных инноваций.
Скачивания
Библиографические ссылки
Абрамов Я.В. 1894. Хроника народного образования. Русская школа, (5, 6): 337–339.
Ануфриев Н.П. 1916. Правительственная регламентация образования частных обществ в России. Вопросы административного права. Кн. 1. М., Т-во Тип. А.И. Мамонтова: 15–45.
Генкель Г.Г. 1908. Что такое народный университет? Его история, задачи и организация. СПб., Энергия, 20.
Кошман Л.В. 2008. Город и городская жизнь XIX столетия: социальные и культурные аспекты. М., РОССПЭН, 446.
Материалы первого всероссийского съезда деятелей Обществ народных университетов и других просветительских учреждений частной инициативы. 1908. СПб., Родник, 527.
Михайлова М.В. 1993. Общественные просветительные и педагогические организации дореволюционной России (середина XIX – начала XX в.). М., ИТПиМИ в образовании РАО, 164.
Отчет Астраханского общества народных университетов за 1912–1913 г. 1914. Астрахань, Новая русская типография, 29.
Отчет о деятельности Воронежского общества народных университетов за 1909 г. 1910. Воронеж, Типо-литография В.Д. Колесникова, 149.
Отчет Смоленского общества народных университетов за 1909/10 год: с 1 июля 1909 по 1 июля 1910 г. Третий год. 1910. Смоленск, Электр. Типо-литография Я.Н. Подземского, 19.
Полное собрание законов. Т. 26. Именной высочайший указ Правительствующему сенату «О Временных правилах об обществах и союзах» от 4 марта 1906 г. СПб., Государственная типография, 1906.
Степанский А.Д. 1979. История общественных организаций в дореволюционной России. М., МГИАИ, 80.
Степанский А.Д. 1982. Общественные организации в России на рубеже XIX–XX вв. М., МГИАИ, 90.
Степанский А.Д. 1980. Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX–XX вв. М., МГИАТ, 98.
Сыромятников Б.И. 1912. Что дает народный университет. М., Типография П.П. Рябушинского, 42.
Туманова А.С. 2002. Самодержавие и общественные организации в России. 1905–1917 годы. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 487.
Туманова А.С. 2011. Самоорганизация Российской общественности в последней трети XVIII – начале XX вв. М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 887.
Устав Астраханского Общества Народных Университетов. 1912. Астрахань, Тип. А.А. Штылько, 8.
Устав Воронежского Общества Народных Университетов. 1907. Воронеж, Типо-Литография Товарищества «Н. Кравцов и КО», 7.
Устав Московского общества народных университетов. 1913. М., Тов-во Охоролеч, 7.
Устав С.-Петербургского общества народных университетов. 1907. СПб., Городская типография, 8.
Устав Самарского общества народных университетов. 1908. Самара, Земская типография, 9.
Чарнолуский В.И. 1911. Внешкольное образование. Энциклопедический словарь Т-ва «Бр. А. и И. Гранат и Ко». Т. 10. СПб., Т-во Бр. А. и И. Гранатъ и Ко: 490–493.
Чарнолуский В.И. 1913. Настольная книга по внешкольному образованию. Полный систематический сборник законов, циркуляров, разъяснений сената и справочных сведений. СПб., Знание, 501.
Чарнолуский В.И. 1908. Учительские организации в России. М., издательство Т-ва И.Д. Сытина, 146.
Чарнолуский В.И. 1910. Частная инициатива в деле народного образования. Социальное значение, типы, основные вопросы и очередные практические задачи свободных, просветительных общественных организаций в современной России. СПб., Знание, 195.
Чехов Н.В. 1912. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., Польза, 224.
Просмотров аннотации: 103
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.