ЮДЖИН О’КАРРИ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИРЛАНДСКИЕ ТЕКСТЫ IMMRAMA («ПЛАВАНИЯ»)
DOI:
https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-2-274-284Ключевые слова:
«Плавания», Immrama, Юджин О’Карри, древнеирландская литература, средневековая Ирландия, ирландистика, кельтология, историографияАннотация
Научное творчество Юджина О’Карри (англ. Eugene O’Curry, ирл. Eoghan Ó Comhraidhe, 1794–1862) является важным этапом как в исследовательской традиции средневековых ирландских текстов «Плавания» (др.-ирл. Immrama), так и в изучении средневековой ирландской литературы и истории в целом. Наряду с существованием общих оценок и описаний деятельности Ю. О’Карри в историографии, научно-популярной и биографической литературе, попытки взглянуть на его творчество как на определенный этап изучения конкретных тем получили слабое развитие. Цель настоящей статьи – показать вклад ирландского ученого в историю изучения «Плаваний» и проследить, как выводы относительно данного «жанра» согласуются с общим теоретическим и концептуальным каркасом его работ. Объектом исследования выступают два его капитальных труда: «Lectures on the manuscript materials of ancient Irish history» (1861) и «On the manners and customs of the Ancient Irish» (1873). Первая часть статьи посвящена теоретическому освещению «Плаваний» в «Lectures...». Показано, что ученый сформулировал определение, обозначил состав этой группы текстов, датировал описанные в них события. Также он затронул важную проблему классификации и систематизации ирландских письменных источников и уже тогда столкнулся с трудностями выделения универсальных критериев для подобных целей. Во второй части проанализированы примеры использования текстов «Плаваний» как исторического источника о материальной культуре, духовных практиках и быте раннеирландского социума. Источниковая база разнообразна: это не только литературные и исторические источники, но и археологические, и юридические памятники. На протяжении всего исследования концепции Ю. О’Карри рассматриваются в соприкосновении с последующим опытом изучения «Плаваний».
Скачивания
Библиографические ссылки
Ирландские саги. Пер., предисл., вступ. статья и комментарии А.А. Смирнова. Л. – М., Academia, 1933, 369.
Михайлова Т.А. 2002. «Острова за морем», или Тема плаваний в Иной мир в ирланд-ской традиции. В кн.: Представления о смерти и локализация иного мира у древних кельтов и гер-манцев. М., Языки славянской культуры: 153–182.
Росс А. 2004. Повседневная жизнь кельтов в языческую эпоху. СПб., Евразия, 288.
Шкунаев С.В. 1991. Герои и хранители ирландских преданий. Под ред. Г.В. Косикова. В кн.: Предания и мифы средневековой Ирландии. М., Изд-во МГУ: 5–29.
Armour-Hileman V. 1988. Otherworld motifs and paradigms: A study of celtic influence on early English literature. Ph.D. diss. The University of Iowa, 188.
Ashton C. 2007. Journeys to death and enlightenment: reclaiming the Immrama for the mod-ern reader. M. of A. Thesis. Toronto, York University, 156.
Atkinson S. 1896. Eugene O’Curry. In: Essays, 1–26.
Boyne P. 1983. Thank You, Eoin O’Curry; from Mangan, O’Grady and Others. Studies: An Irish Quarterly Review, 72 (285): 76–83.
Carney J. 1963. Review on Navigano sancti Brendani Abbatis (Publications in Mediaeval Studies, The University of Notre Dame, XVI), by Carl Selmer. Medium Ævum, 32 (1): 37–44.
Carney J. 1955. Studies in Irish literature and history. Dublin, Dublin Inst. for Advanced Studies, 423.
Chadbourne K.A. 1999. The Otherworld procession in Irish and Welsh literature and folk-lore. Ph.D. diss. Harvard University, 190.
Dumville D.N. 1976. Echtrae and immram: some problems of definition. Ériu, 27: 73–94.
Immramа. Ed. by A.G. Van Hamel. Reprint. in: Co. Louth, Dundalgan Press, 2004, 155.
Lee T. 1897. Eugene O’Curry. Limerick Field Club Journal, I (1): 26–31.
Löffler Ch.M. 1983. The voyage to the otherworld island in early Irish literature. PhD. diss. Salzburg, Institut fur Anglistik und Amerikanistik, Universitat Salzburg, Vol. I–II.
Mac Cana P. 1980. The learned tales of medieval Ireland. Dublin Institute for Advanced Studies, 222.
MacSweeney P.M. 1913. A Group of Nation-Builders: O’Donovan, O’Curry, Petrie. Dublin, Catholic Truth Society of Ireland, 140.
Nutt A. 1895–1897. The Happy Otherworld in the Mythico-romantic Literature of the Irish. The Celtic Doctrine of Re-birth. In: The Voyage of Bran Son of Febal to the Land of the Living. London, 2 Vols.
O’Curry Eu. 1861. Lectures on the manuscript materials of ancient Irish history. Dublin, 722.
O’Curry Eu. 1873. On the Manners and customs of the Ancient Irish. London, Vol. I, 422.
O’Curry Eu. 1873. On the Manners and customs of the Ancient Irish. London, Vol. III, 512.
Patch H.R. 1950. The Other World According to Descriptions in Medieval Literature. Cam-bridge, Mass., 395.
Seymour J. 1930. Irish Visions of the Otherworld: A Contribution to the Study of Medieval Visions, 345.
The Voyage of Mael Duin. 1888. Ed. and tr. by W. Stokes. Revue Celtique, 9: 447–495. Paris.
The Voyage of Mael Duin. 1889. Ed. and tr. by W. Stokes. Revue Celtique, 10: 50–95. Paris.
The Voyage of the Húi Corra. 1893. Ed. and tr. by W. Stokes. Revue Celtique, 14: 22–70. Paris.
Thrall W.F. 1917–1918. Virgil’s Aeneid and the Irish Immrama: Zimmer’s theory. Modern Philology, 15: 449–474.
Thrall W.F. 1923. Clerical Sea Pilgrimages and the Imrama. In: The Manly anniversary stud-ies in language and literature. Chicago: 276–283.
Webb A. 1878. A compendium of Irish biography: comprising sketches of distinguished Irishmen and of eminent persons connected with Ireland by office or by their writings. Dublin, Edition, 332.
Whitfield N. 1976. The Original Appearance of the Tara Brooch. The Journal of the Royal Society of Antiquaries of Ireland, 106: 5–30.
Просмотров аннотации: 846
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.