Политика сасанидского шаха Йездигерда I в отношении христианской общины

Авторы

  • Александр Олегович Куликов Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-4-799-806

Ключевые слова:

христианство, православие, церковь Востока, Сасаниды, Византия, Римская Империя

Аннотация

В данной статье рассматривается религиозная политика персидского царя из династии Сасанидов Йездигерда (399–420) в частности его попытки выстроить новую систему отношений с христианскими подданными и через них – с Римской империей. Царь пытался воплотить в жизнь изменения на нескольких направлениях: установить мир с Византией, опереться на горожан западных областей и подчинить лично себе христианскую церковь, выведя её из-под возможного контроля со стороны Византии. Йездигерд посредством участия христианских лидеров восточно-римского мира пытался выстроить единую систему христианской иерархии, создать единое богословие. Однако к концу правления все попытки выстраивания новой системы потерпели крах. Христианству не нашлось места в строящейся Сасанидской государственной системе по этническим и социальным причинам, а образ самого Йездигерда в персидской литературе стал отрицательным. Неудачные попытки религиозных реформ только еще больше укрепили положение традиционных слоев персидского общества.

Биография автора

Александр Олегович Куликов, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

аспирант кафедры средневековых цивилизаций Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,
г. Нижний Новгород, Россия

Библиографические ссылки

Дашков С.Б. 2008. Цари царей – Сасаниды. Иран III–VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях. М., СМИ-Азия, 356.

Заболотный Е.А. 2019. Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы. В: Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. 61: 38–52.

Пикин А.В. 2018. Так называемое завещание императора Аркадия и посольство Маруфы Майферкатского. В: Cursor Mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. 10: 53–60.

Селезнев Н.Н. 2001. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. М., АЦВ, 105.

Чекалова А.А. 1993. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., Наука, 578.

Bosworth C.E. 1999. History of al-Tabari. Vol. 5. The Sassanids, the Byzantines, the Lakhmids, and Yemen. Albany, NY, State University of New York Press, 458.

Brock S.P. 1982. Christians in the Sasanian Empire: a case of divided loyalties’. In: Studies in Church History 18: 1–19.

Daryaee T. 2004. History, epic and numismatics: on the title of Yazdegard I. In: American Journal of Numismatics 16: 89–92.

Emami A. 1379 (2001). Ibn Miscawayh. Tajarib al-Umam. V. 1. Tehran, Soroush Press, 595 (in Arabian).

Frendo D., The Religious Factor in Byzantine-Iranian Relations. In: Bulletin of the Asia Institute, NS, 11: 105–122.

Greatrex G., Lieu S.N.C. 2002. Roman Eastern Frontier and the Persian Wars. Part II. AD 363–630. A Narrative Sourcebook. London – New York, Routledge, 406.

Matthew P.C. 2009. The Two Eyes of the Earth: Art and Ritual of Kingship Between Rome and Sasanian Iran. Berkley – Los Angeles – London, University of California Press, 456.

McDonough S. 2008. A Second Constantine? : The Sasanian King Yazdgard in Christian History and Historiography. In: Journal of Late Antiquity. Jan. 1: 128–141.

Patrologia Graeca, T. 67: Socrates, Historia Ecclesiastica; Sozomen, Historia Ecclesiastica. 1859. Paris, ex. et ven. apud J.-P. Migne ed.: 30–842.

Patrologia Orientalis. Tomus 04: Duval R., Wessely C., Mgr Scher A., Perier J., Nau F., Bousquet J., Goodspeed E.-J., Crum W.E. 1908. Paris, Librairie de Paris, Firmin-Didot et C, Imprimeurs-Éditeurs: 213–313.

Patrologia Orientalis. Tomus 05: Evetts B., Mgr Scher A., Dib P., Bayan G., Max de Saxe (le prince S.A.R.), Vasiliev A., Leroy L., Nau F. 1910. Paris, Librairie de Paris, Firmin-Didot et C., Imprimeurs-Éditeurs: 217–344.

Patrologia Orientalis. Tomus 07: Mgr Scher A., Guidi I., Vasiliev A.A., Brooks E.-W. 1911. Paris., Librairie de Paris, Firmin-Didot et C, Imprimeurs-Éditeurs: 84–203.

Patrologia Orientalis. Tomus 13: Grebaut S., Nau F., Asin M. et Palacios, S.G. Mgr Addai Sher, Griveau Robert, Pereira E. 1919. Paris., Librairie de Paris, Firmin-Didot et C, Imprimeurs-Éditeurs: 333–639.

Synodicon Orientale. 1902. Paris, Imprimerie Nationale, 698.

Van Rompay L. 1972. Impetuous martyrs? The situation of the Persian Christians in the last years of Yazdegard I (419–20). In: M. Lamberigts and P. van Deun (eds.). Martyrium in a Multi-Disciplinary Perspective. Memorial Louis Reekmans. Louvain: 363–375.

Wood Ph. 2010. We Have No King but Christ: Christian Political Thought in Greater Syria onthe Eve of the Arab Conquest (c. 400–585). Oxford, Oxford University Press, 308.

Wood Ph. 2013. The Chronicle of Seert. Christian Historical Imagination in Late Antique Iraq. Oxford, Oxford University Press, 320.


Просмотров аннотации: 59

Поделиться

Опубликован

2021-12-30

Как цитировать

Куликов, А. О. (2021). Политика сасанидского шаха Йездигерда I в отношении христианской общины. Via in Tempore. История. Политология, 48(4), 799-806. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-4-799-806

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории