Belgorod Teacher's Institute in contemporary historiography

Authors

  • Viktoria A. Lyu-Ku-Tan Belgorod National Research University

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-198-210

Keywords:

historiography, Belgorod Teacher’s Training Institute, town school, Ministry of Public Education, education

Abstract

This study presents generalization and systematization of research experience, an analysis of the 2000s – 2010s historiography, dedicated to the Belgorod Teacher's Training Institute's foundation and functioning. The article presents the number of scientific publications, which are divided into two periods by the level of publication activity. Also the reasons of the increase of research interest in the history of the Belgorod Teacher's Training Institute have been studied. Scientific publications were divided into a number of thematic blocks according to the analysis of its content: research of the legal framework governing the opening and activities of the Belgorod Teacher's Training Institute, its place in the system of pedagogical education of the Russian Empire; reconstruction and study of biographies and scientific activities of directors, teachers and graduates of the teacher's training institute; study of the scholar's daily life and the city school by the teacher's training institute.

Author Biography

Viktoria A. Lyu-Ku-Tan, Belgorod National Research University

Postgraduate Student, Department of Russian History and Documentation,
Belgorod, Russia

References

Болгова А.М. 2001. К истории создания Белгородского учительского института: документы и материалы. Из истории образования на Белгородчине. Вып. 1. Белгород, 100.

Болгова А.М. 2002. К истории учреждения Белгородского учительского института. Научные ведомости БелГУ. Серия Педагогика, 17 (2): 239–249.

Денисова И.В. 2013. Из истории становления Белгородского учительского института (Харьковский учебный округ). В кн.: Iсторичні регіони України: минуле та сучасність. Материалы международной конференции» (Харьков, 28–29 октября 2013 г.). Харьков: 173–176.

Денисова И.В. 2016. О выставочных проектах университетского музея. В кн.: Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства. Материалы международной научно-практической конференции (г. Белгород, 21–22 октября 2016 года). Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА»: 72–73.

Денисова И.В. 2016. Педагог Алексей Димитриу (1857–1925) – первый византинист Белгорода. В кн.: Империя ромеев во времени и пространстве: центр и периферия. Тезисы докладов XXI Всероссийской научной сессии византинистов. М.; Белгород, ООО «Эпицентр»: 75–77.

Денисова И.В. 2018. Научно-исследовательская деятельность музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета. Жизнь земли. Междисциплинарный научно-практический журнал, 40 (1): 77–83.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2016. Программа поступления в Белгородский учительский институт по Закону Божиему в экспозиции музея истории НИУ «БелГУ». Под ред. иерея Ярослава Манохина. В кн.: 1917–2017: уроки столетия: материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. Воронеж, Издательский дом ВГУ. Вып. I: 56–60.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2017. Белгородский учительский институт в экспозиции музея истории НИУ «БелГУ». В кн.: Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. Самара, Самар. гос. ин-т культуры: 274–278.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2017. К вопросу о поступлении в Белгородский учительский институт и городское училище при нем. В кн.: Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции (Белгород, 18 ноября 2016 г.). Белгород, ИПЦ «Политерра»: 45–48.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2017. К истории городского училища при Белгородском учительском институте в конце XIX – начале XX века. В кн.: Молодёжь – науке 2017. Материалы молодёжных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно-исследовательской работы в 2016–2017 учебном году. Псков, Псковский государственный университет, 1 (1): 210–213.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. Городское училище при Белгородском учительском институте в конце XIX – начале XX века. Плотникова. В кн.: Карамзинские чтения. Материалы II Всероссийской научной конференции (Белгород, 15 декабря 2017 г.). Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 77–80.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. К вопросу о здании Белгородского учительского института. Сост. Н.М. Гончаренко. В кн: Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города. Материалы Международной научно-практической конференции (Белгород, 7–8 декабря 2017 г.). Белгород, КОНСТАНТА: 32–35.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. Персоналии Белгородского учительского института в фонде музея истории НИУ «БелГУ»: реконструкция и экспонирование. В кн.: VIII Страховские чтения: Николай Николаевич Страхов и его собеседники в мире архивов, музеев и библиотек (к 190-летию со дня Рождения Н.Н. Страхова. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Белгород, 21–23 ноября 2018 г.). Белгород, ИД «Белгород»: 193–199.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. Повседневная жизнь воспитанников Белгородского учительского института. Под об. ред. В.А. Вермеенко. В кн.: Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., Культурно-просветительское товарищество: 415–420.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. Преподаватели Закона Божьего в Белгородском учительском институте в конце XIX – начале XX века. Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования, 4 (2): 33–44. DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-2-0-3.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2019. Белгород и Белгородский учительский институт в творчестве И.Д. Василенко. В кн.: Природно-географические факторы в повседневной жизни населения России: история и современность (региональный аспект). Материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 14–16 марта 2019 г.). Санкт-Петербург, Культурно-просветительское товарищество: 172–177.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2019. Выпускники Белгородского учительского института в экспозиции музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета. Жизнь Земли: Междисциплинарный научно-практический журнал, 41 (1): 54–60.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2019. К вопросу о подготовке и профессиональной деятельности воспитанников Белгородского учительского института. В кн.: Белгородский диалог – 2018. Проблемы филологии, всеобщей и отечественной истории: Материалы X Международного молодежного научного форума (Белгород, 18–23 апреля 2018 г.). Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 163–166.

Дятченко Л.Я. 2007. Белгородскому государственному университету 130 лет. Высшее образование в России, 3: 86–92.

Золотая книга выпускников. Электронная книга. URL: http://alumni.bsu.edu.ru/alumni/gold–book/book/#p=10 (дата обращения: 20 августа 2020).

Костылева Е.В. 2020. Профессиональная подготовка в Феодосийском учительском институте (1874–1918). Вестник Марийского государственного университета, 14 (1) (37): 24–32. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-24-32.

Кочурина С.А. 2005. Учительские институты Западной Сибири и их роль в подготовке педагогических кадров (1902–1920 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 26.

Лимаров А.И., Патлань Ю.В. 2015. Художник Юлий Феддерс: в поисках новых фактов биографии. RELGA Научно-культурологический журнал. 7 (295). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu–www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=4253 (дата обращения: 20 августа 2020).

Мамаева Т.П. 2016. Из истории развития высшего педагогического образования на Белгородчине (к 140-летию основания НИУ «БелГУ»). Современные тенденции развития науки и технологий, 5: 78–83.

Московкин В.М. 2014. Белгородский учительский институт: директора, преподаватели и выпускники. Научный результат. Серия «Социальные и гуманитарные исследования». 2 (2): 29–41.

Московкин В.М. 2014. Забытый деятель народного образования Курской и Воронежской губерний А.К. Димитриу как известный византинист. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 21 (192): 101–105.

Московкин В.М. 2014. О крупном деятеле народного образования юга России Александре Федоровиче Комарове (1842–1918). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 20 (191): 204–211.

Московкин В.М. 2014. Очерки о дореволюционных директорах Белгородского учительского института. В кн.: Сучаснi проблеми науки та освiти: матерiали 14 мiжнар. мiждисциплiнар. науч.-практ. конф. Харкiв. нац. ун-т iм. В.Н. Каразiна: 35–48.

Московкин В.М. 2016. Очерки о творческой деятельности четырех директоров белгородского учительского института. Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования, 2 (3): 22–43. DOI: 10.18413/2408-932X-2016-2-3-22-43.

Московкин В.М. 2017. О крупном деятеле народного образования Курской и Воронежской губерний А.К. Димитриу. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 3 (4): 30–48. DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-4-30-48.

Московкин В.М., Садовски М.В. 2017. Роль учебного пособия П.Е. Рощина «Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования» в системе дореволюционного российского образования. Almamater (Вестник высшей школы), 8: 114–118. DOI: 10.203339/AM.08-17.114.

Московкин В.М., Садовски М.В. 2018. О вкладе бывшего директора Белгородского и Воронежского учительских институтов А.К. Димитриу (1857–1925) в византинистику. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23 (171): 115–123. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-115-123.

Московкин В.М., Шатохин И.Т. 2017. Выпускник Белгородского учительского института 1897 г. Рыбалкин Михаил Михайлович: биография и творчество. Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования, 3 (1): 48–58. DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-1-48-58.

Мустафина Ф.З., Корнилова И.В., Магсумов Т.А. 2014. У истоков педагогического образования в Татарстане: Казанский учительский институт (1876–1918). В мире научных открытий. 11–2 (59): 871–882.

Новый этап в развитии вуза 2006–2016 гг. 2016. Под общей редакцией О.Н. Полухина. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 404.

Прокофьева Е.Ю. Страницы истории Белгородского учительского института (1876–1917 годы) 1999. В кн: Белгородская область вчера и сегодня (к 45-летию образования области). Материалы региональной научно-практической конференции. Белгород: 51–54.

Рощин П.Е. 2016. (репр. изд. 1907 г.). Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования; предисл. и очерк творческой деятельности В.М. Московкина. Белгород, ИД Белгород, 210.

Терещенко Д.А. 2016. Учительские институты в системе профессионального образования России во второй половине XIX – начале XX века (на примере Белгородского учительского института). Известия Юго-Западного Государственного Университета, 19 (2): 149–158.

Шагеева М.Ш. 2014. Учительские институты на Южном Урале в конце XIX – первой половине XX в. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 22.

Шилов А.И. 2014. Содержание образования в учительских институтах Восточной Сибири в начале ХХ в. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 4 (30): 102–103.


Abstract views: 376

Share

Published

2021-07-08

How to Cite

Lyu-Ku-Tan, V. A. (2021). Belgorod Teacher’s Institute in contemporary historiography. Via in Tempore. History and Political Science, 48(1), 198-210. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-198-210

Issue

Section

Topical issues of Russian history