АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА В СЕРЕДИНЕ – 2-Й ПОЛ. VI в.: ОЛИМПИОДОР, ЭЛИЙ, ДАВИД

Авторы

  • А.М. Болгова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • М.А. Руднева Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-1-67-77

Ключевые слова:

Элий Александрийский, Давид Александрийский, философы VI века, Александрийская школа, александрийский неоплатонизм, Давид Анахт, Олимпиодор Младший, Иоанн Филопон, Аммоний

Аннотация

Тема данной работы посвящена философам Александрийской неоплатонической школы середины – 2-й пол. VI в. – Олимпиодору, Элию и Давиду. Они принадлежали школе Аммония и продолжали традиции античного неоплатонизма и аристотелизма в ней. В статье доказывается, что Элий был схолархом школы (565–590 гг.) после смерти Олимпиодора, а Давида можно отождествить с легендарным армянским философом Давидом Анахтом. Давид, современник Элия, не став схолархом, вернулся из Александрии в Армению, где стал развивать неоплатонические идеи. Оба философа были христианами, хотя принимали некоторые идеи неоплатоников. Относительно Давида делается вывод о смещении его хронологии в армянской исторической традиции в сторону удревнения; более правильно отнести время его жизни к середине – 2-й половине VI в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

А.М. Болгова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доцент кафедры всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат педагогических наук

М.А. Руднева, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ассистент кафедры всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета

Библиографические ссылки

Агаян Э.Б. 1982. Месроп Маштоц. Видные деятели армянской культуры (V–XVIII ве-ка). Ереван, ЕГУ: 7–17.

Акопян П.В. 2015. Армянское историописание в V–VII веках: возникновение, разви-тие и специфика. [Дисс. к. ист. н.]: 07.00.03. Всеобщая история. Белгород, 285.

Аревшатян С.С. 1975. Давид Анахт и его роль в развитии древнеармянской филосо-фии. Давид Анахт. Сочинения. М., АН СССР; Мысль: 5–28.

Болгов Н.Н., Болгова А.М. 2016. Стефан Александрийский – последний схоларх. Про-блемы истории, филологии и культуры. 2: 277–284.

Болгова А.М. 2016. Иоанн Филопон – христианский учитель VI в. и его значение в со-временном христианском образовании. 1917–2017: уроки столетия. Материалы ежегодных Мит-рофановских церковно-исторических чтений. Воронеж, 151–155.

Дамаский. 2019. Философская история (Жизнь Исидора). Мир поздней античности. Документы и материалы. Вып. 13. Белгород, БелГУ, 180.

Захария Схоластик. Жизнь Севера. 2019. Мир поздней античности. Документы и мате-риалы. Вып. 14. Белгород, БелГУ, 100. 8. Лосев А.Ф. 1988. История античной эстетики. Том VII. Кн. 1. М., Искусство, 568; Кн. 2, 612.

Лосев А.Ф. 1992. История античной эстетики. Т. VIII. Кн. 1. М., Искусство, 652. 10. Олимпиодор. 1968. Памятники византийской литературы IV–IX веков. Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., Наука, 147. 11. Олимпиодор. 1979. Жизнь Платона. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречени-ях знаменитых философов. М., Мысль: 445–448. 12. Солопова М.А. 2008. Элий Александрийский. Античная философия: Энциклопедиче-ский словарь. М., Прогресс-Традиция: 800–802.

Чалоян В. 1946. Философия Давида Непобедимого. Ереван, Ахтанак, 322.

Athanassiadi P. 1993. Persecution and Response in Late Paganism: The Evidence of Damas-cius. The Journal of Hellenic Studies, Vol. 113: 1–29. 15. Eliae in Porphyrii isagogen et Aristotelis categorias commentaria. 1900. В., 104.

Guilland R. 1982. E tudes sur l'histoire administrative de l'Empire Byzantin III, L'ap-oéparque. Byzantinoslavica. 43: 30–44.

Herrmann T. 1930. Joannes Philoponos als Monophysit. Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche. T. 29: 209–264.

Neumann C. 1829. Mémoire sur la vie et les ouvrages de David, philosophe arménien du Ve siècle de notre ère. Nouveau Journal Asiatique. 3: 3–22. 19. Olympiodori in Aristotelis Meteora. 1900. Berolini, 486. 20. Olympiodori In Platonis Gorgiam commentaria. 1970. Lipsiae, 602. 21. Olympiodori Prolegomena et in Aristotelis Categorias Commentaria. 1902. Berolini, 492. 22. Olympiodorus. 1956. Commentary on the First Alcibiades of Plato. Critical text and indices by L.G. Westerink. Amsterdam, 689.

Tara L. 2013. Identity, Philosophy, and the Problem of Armenian History in the Sixth Centu-ry. History and Identity in the Late Antique Near East. Ed. by Ph. Wood. Oxford University Press, 29–43. 24. The Greek Commentaries in Plato's Phaedo. 1976. Amsterdam – Oxford – New York, 562.

The Heritage of Armenian Literature. 2000. Vol. I. From the Oral Tradition to Golden Age. Coord. ed. A.J. Hacikyan. Wayne State University Press, Detroit, 564.

The Prosopography of the Later Roman Empire (PLRE). 1980. Vol. II, A. D. 395–527. Ed. by J. R. Martindale. Cambridge University Press, 1386.

The Prosopography of the Later Roman Empire. 1992. Vol. III, A. D. 527 – 641. Vol. IIIA (Abandanes ‗Iyād ibn Ghanm). Vol. IIIB (Kâlâdji – Zudius). Ed. by J. R. Martindale. Cambridge Univer-sity Press, 1575.

Two Early Lives of Severos, Patriarch of Antioch. 2013. Ed. S. Brock, B. Fitzgerald. Liver-pool: Liverpool University Press, 202.

van Lint T.M. 2012. From Reciting to Writing and Interpretation: Tendencies, Themes, and Demarcations of Armenian Historical Writing. The Oxford History of Historical Writing: 400–1400. Ed. by S. Foot and Ch. Robinson. Vol. 2. Oxford University Press:180–200.

Verrycken K. 1990. The development of Philoponus' thought and its chronology. Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and Their Influence. Ed. by R. Sorabji. Cornell University Press; Ithaca, New York: 233–275. 31. Westerink L.G. 1961. Elias on the Prior Analytics. Mnemosyne, 14: 126–139. 32. Westerink L.G. 1962. Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy. Amsterdam: North-Holland Publishing Co., lii+69. 33. Westerink L.G. 1964. Elias und Plotin. Byzantinische Zeitschrift. 57: 26–32. 34. Westerink L.G. 1967. Pseudo-Elias. Lectures on Porphyry's Isagoge. Amsterdam, 486.

Westerink L.G. 1971. Ein astrologisches Kolleg aus dem Jahre 564. Byzantinische Zeitschrift. 64: 6–21. 36. Westerink L.G. 1980. Elias on the Prior Analytics. Texts and Studies in Neoplatonism and Byzantine Literature. Amsterdam: 59–72.

Westerink L.G. 1990. The Alexandrian commentators and the introductions to their com-mentaries. Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and Their Influence. Ed. by R. Sorabji. Cornell University Press; Ithaca, New York: 325–349. 38. Wildberg С. 1990. Three Neoplatonic Introductions to Philosophy: Ammonius, David and Elias. Hermathena. 149: 33–51. 39. Wilson N.G. 1983. Scholars of Byzantium. L., Variorum, 412.


Просмотров аннотации: 1042

Поделиться

Опубликован

2020-08-04

Как цитировать

Болгова, А., & Руднева, М. (2020). АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА В СЕРЕДИНЕ – 2-Й ПОЛ. VI в.: ОЛИМПИОДОР, ЭЛИЙ, ДАВИД. Via in Tempore. История. Политология, 47(1), 67-77. https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-1-67-77

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории