ПОСЕЛЕНИЯ, НАЗВАННЫЕ ГОРОДАМИ, В «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ» ФЕОДОРИТА КИРСКОГО

Авторы

  • Д.А. Гоголев Тюменский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-1-47-53

Ключевые слова:

Римская империя, поздняя античность, Феодорит Кирский, города, терминология, полис

Аннотация

Целью статьи является выявление характера использования термина полис в «Церковной истории»
Феодорита Кирского. Методы исследования: общенаучные методы анализа, синтеза и историзма,
исторический нарратив, историко-генетический и историко-типологический методы, сравнительный
анализ источников и историографии, критика исторического источника. Результаты исследования:
1) круг поселений, обозначаемый термином полис, достаточно широк и составляет около трети от
общего числа поселений, упомянутых в «Церковной истории»; географически это преимущественно
восточные провинции; 2) все населенные пункты, называемые полисами, могут быть разделены на
несколько групп в зависимости от характера упоминания: крупнейшие церковные или
административные центры; поселения, связанные с присутствием там христианских деятелей;
поселения, связанные с церковной жизнью; 3) населенные пункты, называемые термином полис,
были в основном крупными или значительными городскими центрами; в источниках, близких по
времени, они далеко не всегда обозначаются как полис.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Д.А. Гоголев, Тюменский государственный университет

доцент кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков Тюменского государственного университета, кандидат исторических наук

Библиографические ссылки

Аммиан Марцеллин 2005. Римская история. Пер. Ю.А. Кулаковского, А.И. Сонни. М.,

АСТ, Ладомир, 640.

Анонимный географический трактат «Полное описание вселенной и народов». 1956.

Пер. С.В. Поляковой и И.В. Феленковской. Византийский временник. 8 (33): 277–305.

Ващева И.Ю. 2013. Феномен «Церковных историй» в эпоху поздней античности. Дисс.

д. и. н. Нижний Новгород, 789.

Ведешкин М.А. 2015. Языческая оппозиция христианизации Римской империи

(IV–VI вв.). Дисс. канд. ист. наук. М., 316.

Гидулянов П.В. 1908. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских со-

боров. Ярославль, Типография губернского правления, 774.

Гоголев Д.А. 2017. Особенности урбанистической терминологии в «Церковной исто-

рии» Феодорита Кирского. Древний мир: история и археология. Труды международной научной

конференции «Дьяковские чтения» (Москва, 3 декабря 2016 г.). М., МПГУ, 279–286.

Кареев Д.В. 2018. Сражения у крепости Сингара и римско-персидские войны Кон-

станция II: к вопросу о хронологии и последовательности событий. Проблемы истории, филоло-

гии, культуры. 4: 135–152.

Карташев А.В. 1994. Вселенские соборы. М., Республика, 542.

Козлов А.С. 1992. Комит Марцеллин о позднеантичном городе. Античная древность и

средние века. 26: 46–55.

Кривушин И.В. 1998. Ранневизантийская церковная историография. СПб., Алетейя, 300.

Лебедев П.Н. 2010. Провинциальные города в представлениях римских историков

III–IV вв. н. э. Город в Античности и Средневековье: общеевропейский контекст. Доклады между-

народной научной конференции. Под ред. В.В. Дементьевой. Ч. 1. Ярославль, ЯрГУ, 94–97.

Пак Е.А. 2012. Традиция о мучениках времен императора Юлиана Отступника. Вест-

ник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2: 122–129.

Сократ Схоластик. 1996. Церковная история. Пер. под. ред. И.В. Кривушина. М.,

РОССПЭН, 368.

Сюзюмов М.Я. 1967. Византийский город (середина VII – середина IX в.). Византий-

ский временник. 27: 32–70.

Феодорит Кирский. 1993. Церковная история. М., Российская политическая энцикло-

педия; Православное товарищество «Колокол», 239.

Филиппов И.С. 2000. Средиземноморская Франция в раннее средневековье. Проблема

становления феодализма. М., Скрипторий, 2000, 800.

Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. 1851. СПб., В типографии Фише-

ра, 636+XXXIV.

Ammianus Marcellinus 1970. Römische Geschichte. Lateinisch und Deutsch und mit einem

Kommentar versehen von W. Seyfarth. Band 3: Buch 22–25. Berlin, Akademie-Verlag, 255.

Ammianus Marcellinus 1978. Römische Geschichte. Lateinisch und Deutsch und mit einem

Kommentar versehen von W. Seyfarth. Band 4: Buch 26–31. Berlin, Akademie-Verlag, 1978, 401.

Lenski N. 2004. Valens and the Monks: Cudgeling and Conscription as a Means of Social

Control. Dumbarton Oaks Papers. 58: 93–117.

Leppin H. 2003. The Church Historians: Socrates, Sozomenus, and Theodoretus. Greek and

Roman Historiography in Late Antiquity: fourth to sixth century A.D. Ed. by G. Marasco. Leiden, 219–254.

Pásztori-Kupán I. 2006. Theodoret of Cyrus. London – New York, Routledge, 296.

Procopius Caesariensis 2001. De aedificiis libri VI. Opera omnia. Rec. J. Haury, ed.

G. Wirth. Vol. IV. München, Leipzig, K.G. Saur Verlag, XII+408.

Saradi H. 2006. The Byzantine City in the Sixth Century: Literary Images and Historical Reality.

Athens, Perpinia, 543.

Schor A.M. 2011. Theodoret‘s People: Social Networks and Religious Conflict in Late Roman

Syria. Berkeley – Los Angeles – London, University of California Press, XV+342.

Socrates 1878. Ecclesiastical History. Ed. R. Hussey. Oxford, Clarendon Press,

XXVIII+343.

Sozomenus 1960. Kirchengeschichte. Hrsg. von J. Bidez. G.C. Hansen. Berlin, Akademie-

Verlag, LXVII+525.

Stevenson W. 2014. Exiling Bishops: The Policy of Constantius II. Dumbarton Oaks Papers.

, 7–27.

Theodoret 1954. Kirchengeschichte. Hrsg. von L. Parmentier, bearb. von F. Scheidweiler.

Berlin, Akademie-Verlag, XXIX+445.

Zosimus 1837. Historia nova. Ed. І. Bekker. Bonn, Impensis E. Weberi, 255.


Просмотров аннотации: 701

Поделиться

Опубликован

2020-08-04

Как цитировать

Гоголев, Д. (2020). ПОСЕЛЕНИЯ, НАЗВАННЫЕ ГОРОДАМИ, В «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ» ФЕОДОРИТА КИРСКОГО. Via in Tempore. История. Политология, 47(1), 47-53. https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-1-47-53

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории