Римский император в образе египетских богов в изображениях и текстах

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-2-297-308

Ключевые слова:

императорский культ, римский Египет, Анубис, Хор, Амон, Ра, Сет

Аннотация

В данном исследовании автор обращает свое внимание на изображения богов Анубиса и Хора в римском Египте. Данные боги могли включать в свой образ иконографические черты римского императора. Хор и Анубис выступали в качестве непобедимых воинов, утверждающих справедливый порядок в мире, вселенских божеств и цивилизаторов народов. Эти функции соответствовали образу римского императора, который утверждает Pax Romana, что позволяло отождествить владыку Рима и этих божеств. Придание Анубису и Хору иконографических черт императора находило свое подтверждение в папирусных и храмовых текстах, было следствием желания жителей долины Нила инкорпорировать образ императора в религиозную сферу Египта и результатом адаптации религиозных представлений египтян ко вкусам греко-римского населения Нильской долины. Одновременно придание египетским богам римских черт могло быть следствием перенесения сакрального статуса царя на божеств долины реки Нил, хотя полностью исключить правителей Рима из египетской религиозной системы, которые как египетские фараоны должны были обеспечивать справедливый порядок вещей («Маат»), не представлялось возможным для сознания египтян.

 

Финансирование
Работа выполнена без внешних источников финансирования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сергей Александрович Качан, Высшая школа экономики

преподаватель Центра подготовки иностранных слушателей, Высшая школа экономики,
г. Москва, Россия
E-mail: sergey-md@list.ru
ODCID: 0000-0003-2390-0637

Библиографические ссылки

Ладынин И.А. 2023. Хор и другие египетские божества в обличье римских воинов: к возможной интерпретации. Восток (Oriens). 5: 224–235.

Павлова О.И. 1984. Амон Фиванский: ранняя история культа (V–XVII династии). Москва, Наука, 143.

Ando С. 2000. Imperial Ideology and Provincial Loyalty in the Roman Empire. Berkeley, University of California Press, 515.

Brophy E. 2015. Royal Statues in Egypt 300 B.C. – A.D. 200: Context and Function. Oxford, Archaeopress Archaeology, 163.

Coppens F. 2021. The Ptolemaic Basileus and the Roman Emperor Slaying the Enemies of Egypt. The smꜣ sbı͗/ḫftyw/ḫꜣswt/sṯt Ritual Scene in Context. In: Continuity, Discontinuity and Change Perspectives from the New Kingdom to the Roman Era. Ed. F. Coppens. Prague, Charles University: 405–490.

Dörner N. 2014. Feste und Opfer für den Gott Caesar. Kommunikationsprozesse im Rahmen des Kaiserkultes im römischen Ägypten der julisch-claudischen Zeit (30 v. Chr.–68 n. Chr.). Rahden, Verlag Marie Leidorf, 551.

Frankfurter D. 1998. Religion in Roman Egypt: Assimilation and Resistance. Princeton, Princeton University Press, 315.

Frankfurter D. 2000. The Consequences of Hellenism in Late Antique Egypt: Religious World and Actors. In: Archive für Religionsgeschichte. Bd. 2. Ed. J. Assman. Teubner: 162–194.

Grenier J-C. 1977. Anubis alexandrin et romain. Leiden, Brill, 212.

Grenier J-C. 1989. Les titulatures des empereurs romains dans les documents en langue égyptienne. Bruxelles, Fondation égyptologique reine Elisabeth, 122.

Heinen H. 2007. Ägypten im Römischen Reich, Beobachtungen zum Thema Akkulturation und Identität. In: Ägypten unter fremden Herrschern zwischen persischer Satrapie und römischer Provinz. Hsrg. S. Pfeiffer. Frankfurt am Main, Verlag Antike: 186–207.

Helck Te W. 1967. Seth, God of Confusion. Leiden, Brill, 168.

Herklotz F. 2007. Prinzeps und Pharao: der Kult des Augustus in Ägypten. Frankfurt am Main, Verlag Antike, 506.

Herklotz F. 2012. AEGYPTO CAPTA. Augustus and the Annexation of Egypt. In: The Oxford Handbook of Roman Egypt. Ed. C. Riggs. Oxford: Oxford University Press: 11–21.

Kantorowicz E.H. 1961. Gods in Uniform. In: Proceedings of the American Philosophical Society. № 4. Vol. 105: 368–393.

Klotz D. 2012. Caesar in the City of Amon: Egyptian Temple Construction and Theology in Roman Thebes. Turnhout, Brepols, 476.

Leibovitch J. 1944. Une statuette du dieu Seth. In: Annales du Service des Antiquités de l‘Égypte. Vol. 44: 101–107.

Levi A.C. 1948. Hadrian as a King of Egypt. In: The Numismatic Chronicle and Journal of the Royal Numismatic Society. № 1/2. Vol. 8. Ser. 6: 30–38.

Mariette A. 1870. Dendérah: Description générale du grand temple de cette ville. Vol. II. Paris, Librairie A. Franck, pl. 1–87.

O’Neill S.J 2011. The Emperor as Pharaoh: Provincial Dynamics and Visual Representations of Imperial Authority in Roman Egypt, 30 B.C. – A.D. 69. PhD Thesis. Сincinatti, 322.

Pfeiffer S. 2009. Octavian Augustus und Ägypten. In: Identität und Zugehörigkeit im Osten der griechisch-romischen Welt: Aspekte ihrer Repräsentation in Städten, Provinzen und Reichen. Inklusion/Exklusion: Studien zu Fremdheit und Armut von der Antike bis zur Gegenwart. Bd.14. Hsrg. A. Coskun, H. Heinen, S. Pfeiffer. Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien, Peter Lang Verlag: 55–79.

Pfeiffer S. 2019. A Successful Ruler and Imperial Cult. In: A Companion to Greco-Roman and Late Antique Egypt. Ed. K. Vandorpe. Hoboken, John Wiley & Sons: 429–438.

Rubin B.B. 2008. (Re)presenting Empire: the Roman Imperial Cult in Asia Minor, 31 B.C. – A.D. 68. PhD Thesis. Michigan, 205.

Tallet G. 2021. La splendeur des dieux. Quatre études iconographiques sur l’hellénisme égyptien. Vol. I. Leiden, Boston, Brill, 1309.

Vandorpe K., Clarysse W. 2019. Cults, Creeds, and Clergy in a Multicultural Context. In: A Companion to Greco-Roman and Late Antique Egypt. Ed. K. Vandorpe. Hoboken, John Wiley & Sons: 407–427.


Просмотров аннотации: 108

Поделиться

Опубликован

2024-06-28

Как цитировать

Качан, С. А. (2024). Римский император в образе египетских богов в изображениях и текстах. Via in Tempore. История. Политология, 51(2), 297-308. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2024-51-2-297-308

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)