Образ святого короля в первом житии Эдуарда Исповедника

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-4-881-888

Ключевые слова:

Эдуард Исповедник, святость, образ святого, агиография, жития святых

Аннотация

В статье рассматривается механизм конструирования святости Эдуарда Исповедника в «Житии короля Эдуарда, который покоится в Вестминстере», текст которого сохранился благодаря единственной рукописи, хранящейся в Британской библиотеке (Harley MS 526). Анализ источника показывает, что автор первого жития Эдуарда Исповедника использует типичные средства для создания образа святого короля, такие как описание его праведной жизни, добродетелей и способности творить чудеса. Но ценность этого источника заключается в том, что автор жития через образ Эдуарда Исповедника демонстрирует новую модель королевской святости.

Биография автора

Сергей Сергеевич Лазарев, Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант кафедры истории Средних веков, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Калмыкова Е.В. 2010. Образ Эдуарда Исповедника в агиографической и исторической традиции средневековой Англии. В кн.: Образы времени и исторические представления: Россия – Восток – Запад. М., Кругъ: 684–716.

Лазарев С.С. 2022а. «Вода святого Томаса»: способ легитимации святости Томаса Бекета (по материалам средневековых агиографических сочинений). В кн.: Глобальные вызовы в меняющемся мире: тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного знания: 6-й молодежный конвент УрФУ: материалы международной конференции, Екатеринбург, 24–26 марта 2022 года. Екатеринбург, Издательство Уральского университета: 8–10.

Лазарев С.С. 2022б. Причины и стратегия первой попытки канонизации Эдуарда Исповедника. Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского, 6: 47–54.

Acts and Votes of Parliament Relating to the British Museum: with the Statutes and Rules Thereof, and the Succession of Trustees and Officers. London, Printed by Cox and Baylis, 1814, 126.

Althoff G., Stollberg-Rilinger B. 2015. Die Sprache der Gaben: Logik und Semantik des Gabentauschs im vormodernen Europa. Jahebücher für Geschichte Osteuropas. 63(1): 1–22.

Barlow F. 1970. Edward the Confessor. Berkley, Los Angeles, University of California Press, 375.

Binski P. 1995. Westminster Abbey and the Plantagenets: Kingship and the Representation of Power, 1200–1400. New Haven, Yale University Press, 241.

Bozoky E. 2009. The Sanctity and Canonisation of Edward the Confessor. In: Edward the Confessor: The Man and the Legend. Woodbridge, Boydell Press: 173–186.

Hardy T.D. (ed.). 1840. Willelmi Malmesbiriensis Monachi Gesta Regum Anglorum, atque Historia novella. Vol. 1. Londini, Sumptibus Societatis, 463.

Heningham E.K. 1975. The Literary Unity, the Date, and the Purpose of the Lady Edith's Book: «The Life of King Edward Who Rests at Westminster». Albion, 7(1): 24–40.

Huntington J. 2003. Edward the Celibate, Edward the Saint: Virginity in the Construction of Edward the Confessor. In: Medieval Virginities. Toronto: University of Toronto Press: 119–139.

Jordan A.A. 2009. The «Water of Thomas Becket»: Water as Medium, Metaphor, and Relic. In: The Nature and Function of Water, Baths, Bathing, and Hygiene from Antiquity through the Renaissance. Vol. 11. Leiden, Boston, Brill: 479–500.

Jordan V.B. 1998. Chronology and Discourse in Vita Ædwardi Regis. The Journal of medieval Latin, 8: 122–155.

Klaniczay G. 2000. Rex justus: The Saintly Institutor of Christian Kingship. The Hungarian Quarterly, 41(158): 14–31.

Keynes S., Love R. 2009. Earl Godwine’s Ship. Anglo-Saxon England, 38: 185–223.

Licence T. 2015. The Date and Authorship of the Vita Ædwardi regis. Anglo-Saxon England, 44: 259–285.

Migne J.-P. (ed.). 1855. Aelredus Rievallensis. Vita Sancti Edwardi Regis et Confessoris. In: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Tomus CXCV. Lutetia Parisiorum, Excudebat Migne: 737–790.

Nelson J.L. 1994. Kingship and Empire in the Carolingian World. In: Carolingian Culture: Emulation and Innovation. Cambridge, Cambridge University Press: 52–87.

Reames S. 2003. Middle English Legends of Women Saints. Kalamazoo, Medieval Institute Publications, 314.

Southern R.W. 1943. The First Life of Edward the Confessor. The English Historical Review, 58: 385–400.

Szentpétery I. (ed.). 1938. Scriptores rerum Hungaricarum tempore ducum regumque stirpis Arpadianae gestarum. Vol. II. Budapest, Acad. Litter. Hungarica, 681.

Vauchez A. 1988. La saintété en Occident aux derniers siècles du Moyen Age d'après les procès de canonisation et les documents hagiographiques. Rome, Ecole française de Rome, 771.

Wright C.E. 1972. Fontes Harleiani: A Study of the Sources of the Harleian Collection of Manuscripts Preserved in the Department of Manuscripts in the British Museum. London, British Museum, 480.


Просмотров аннотации: 77

Поделиться

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Лазарев, С. С. (2023). Образ святого короля в первом житии Эдуарда Исповедника. Via in Tempore. История. Политология, 50(4), 881-888. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-4-881-888

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)