The Great Patriotic War in the History Textbooks of Russia, Ukraine and Belarus: Modern Discussions and Methodological Problems

Authors

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-880-897

Keywords:

politics of memory, historical memory, historical narrative, Great Patriotic War, educational policy, history textbooks, narrative analysis

Abstract

In the modern world, textbooks, manuals, and school programs are critical tools of the state policy of memory. The Great Patriotic War has become one of the central myths of Russia and one of the pillars of Russian identity and therefore has taken a significant place in these tools. This article aims to review the literature on the Great Patriotic War in Russian, Ukrainian, and Belarusian history textbooks issued between 2005 and 2013. The main trends in the research methodology are highlighted: its movement towards the problems of social and political sciences, linguistics, and psychology and the growing interest in modern methodological approaches to the analysis of educational texts. The feature that the pieces have in common is the desire to understand the mechanisms of the memory policy and the formation of collective memory in textbooks, the development of the methodology of narrative analysis of textbooks towards covering the entire spectrum of methodological and didactic tools, deepening their analysis and improving the quality of research. The development of methodology in this field can be assessed as unsatisfactory: researchers often have to develop their model of textbook analysis, and the terminology and models used differ significantly from each other. The methodological perspective we have proposed is based on a synthesis of quantitative and qualitative methods and can be a structural basis for constructing a textbook analysis model. Consequently, we have developed a mechanism for creating tables of content analysis, lists of personalities in history textbooks, their historical events and phenomena and major historical events and phenomena, and working with methodological and didactic tools.

Author Biography

Andrey M. Antipov, Saint Petersburg State University

PhD student of the Department of History of Russia from Ancient Times to the 20th Century, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

References

Алексеева Л.В. 2018. Первая и Вторая мировые войны в учебнике истории Ханты-Мансийского округа: проблемы содержания в контексте подготовки новой книги для школьников. В кн.: Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сб. ст. под ред. К.А. Пахалюка. М.; СПб., Нестор-История: 212–229.

Ахременко Д.А. 2015. События Великой Отечественной войны в украинском школьном учебнике (рец. на кн.: Пометун, О.І. Исторія Україны. 11 клас / О.І. Пометун, Н.Н. Гупан. – Київ : Сиція Освіта, 2011. – 336 с.). Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения, 4 (34): 202–204.

Басин Я.З. 2009. Холокост как предмет научного исследования. Вестник Брестского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки, 6: 2–6.

Белов С.И. 2017. Методы конструирования исторических мифов как элемент политики памяти (на материалах украинских учебников истории). PolitBook, 4: 89–103.

Богданова А.Б. 2017. Коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны: проблемы освещения в школьных учебниках. Бюллетень науки и практики, 9: 194–201.

Герасимчик В.В. 2019. Освещение Великой Отечественной и Второй мировой войн в учебниках «Всемирная история» и «История Беларуси» в 10-м классе учреждений общего среднего образования. Белорусский исторический обзор, 2: 83–110.

Грибан И.В., Баранов Н.Н. 2019. Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь. Преподаватель XXI век, 1: 38–50.

Грибан И.В., Лыта С.В. 2019. Как помнить и что знать? Блокада Ленинграда в школьных учебниках отечественной истории. Историко-педагогические чтения, 23: 328–335.

Данилов А.А. 2010. Проблемы Второй мировой и Великой Отечественной войн в школьных учебниках на постсоветском пространстве. Преподаватель ХХI век. Т. 1, 2: 13–22.

Долуцкий И.И. 2009. Д-р Джекилл и м-р Хайд: США в советских и российских учебниках истории. В кн.: Россия и США на страницах учебников: опыт взаимных репрезентаций. Ин-т Кеннана Междунар. науч. центра им. Вудро Вильсона ; под ред. В.И. Журавлевой, И.И. Куриллы ; предисл. В.И. Журавлевой и И.И. Куриллы. Волгоград, Изд-во ВолГУ: 230–279.

Епифанова А.С. 2018. Освещение Холокоста в контексте войны в учебниках по истории России. В кн.: Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сб. ст. под ред. К.А. Пахалюка. М.; СПб., Нестор-История: 249–260.

Епифанова А.С. 2017. От запрета на память к попыткам мемориализации? Анализ представления темы Холокоста в российских учебниках истории, 1990–2016-е гг. В кн.: Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 14: Сборник. Сост.: М.В. Гилева, Т.Б. Пасман; под ред. И.А. Альтмана. М., Центр и Фонд «Холокост»: МИК: 207–217.

Ермаков А.М. 2012. Концепция истории Второй мировой войны в новом украинском школьном учебнике. Ярославский педагогический вестник. Т. 1 (Гуманитарные науки), 2: 74–79.

Карушева Ю.М. 2017. Монумент «Родина-мать зовет!» в образовательной политике современной России в сфере школьного образования. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, 1: 70–81.

Клепалов А.В., Нажипова Л.М. 2020. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: проблема интерпретации в российском и американском учебниках истории. Инновационное развитие профессионального образования, 1 (25): 135–141.

Крехалёва Е. 2017. Отражение истории Холокоста в учебниках по отечественной истории России, Украины и Беларуси как основа формирования толерантности. В кн.: Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 14: Сборник. Сост.: М.В. Гилева, Т.Б. Пасман; под ред. И.А. Альтмана. М., Центр и Фонд «Холокост»: МИК: 56–62.

Криницкий Ю.В., Яценко А.Е. 2021. Защитим военную историю. Военно-историческое образование молодого поколения как фактор защиты российского общества в информационной войне. Вестник военного образования, 5 (32): 91–98.

Курилла И.И. 2003. Наука, «национальная мифология» и конструирование идентичности: размышления над школьным учебником истории. В кн.: Вестник Института Кеннана в России. Вып. 4. М.: 43–48.

Локшин А.Е. 2009. История российских евреев в школьных учебниках РФ. В кн.: Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 209. М., ИЭА РАН: 24.

Малинкин А.Н. 2020. Историческая память о Великой Отечественной войне: эпистемологические и генеалогические аспекты. Социологические исследования, 5: 23–34.

Малинова О.Ю. 2019. Политика памяти как область символической политики. В кн.: МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр перспект. методологий социал. и гуманит. исслед.; Ред. кол.: М.В. Ильин (гл. ред.) и др. Вып. 9: Методологические аспекты трансдисциплинарного трансфера знаний. М.: 285–312.

Малов-Гра А.Г. 2009. Учебник как средство воспитания патриота и гражданина (рец. на кн.: Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : учеб. пособие для 11-го кл. / А.А. Коваленя [и др.]. – Минск, 2004 – 231 с.). Военно-исторический журнал, 8: 79.

Морозов А.Ю. 2018. История Великой Отечественной войны в региональных учебниках истории XXI века. В кн.: Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сб. ст. под ред. К.А. Пахалюка. М.; СПб., Нестор-История: 200–211.

Морозов Ю.В. 2015. Фальсификация итогов Второй мировой войны в рамках информационной борьбы против России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 25: 50–63.

Нечаева А.А. 2020. Становление memory studies как отдельной области знания: основные вопросы и понятия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 4 (60): 121–129.

Нечаева А.А. 2020. Теоретико-методологические подходы к анализу коллективной памяти в мемори стадиз. Дискурс. Т. 6, 3: 46–63.

Першина Ю.В. 2015. Анализ освещения темы Холокоста в современных учебниках истории. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. Т. 1, 4: 136–144.

Поваляева Н.Е. 2004. История Отечества до начала XX века в современных школьных учебниках. Автореф. дис. ... кандидата исторических наук. Москва, 19.

Россия и США на страницах учебников: опыт взаимных репрезентаций. Ин-т Кеннана Междунар. науч. центра им. Вудро Вильсона / под ред. В.И. Журавлевой, И.И. Куриллы; предисл. В.И. Журавлевой и И.И. Куриллы. Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2009. 408.

Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. 2014. Направления исследований исторической памяти в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История, 2: 106–126.

Строканов А.А., Жданова С.Ю., Пузырёва Л.О. 2016. Анализ учебников истории в России и США с точки зрения репрезентации в них Второй мировой войны. Политическая лингвистика, 6: 205–212.

Филиппов А.В. 2015. Школьная история и общественное мнение в постсоветских странах. История и историческая память, 12 (12): 44–62.

Фукс А.Н., Ковригин В.В. 2017. Проблемы фальсификации истории Великой Отечественной войны и содержание школьных учебников по отечественной истории. Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки», 2 (14): 66–70.

Фукс А.Н., Ковригин В.В. 2020. Трансформация подходов к освещению Второй мировой войны в российских и зарубежных школьных учебниках. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 3: 33–41.

Чураков Д.О. 2015. Войны памяти: отстоять правду победы. Гуманитарные науки, 1: 7–24.

Чураков Д.О. 2015. Великая Отечественная война на страницах современных российских учебников истории (на материалах начального периода борьбы с фашистской агрессией). Преподаватель ХХI век. Т. 1, 1: 34–46.

Чураков Д.О. 2013. Учебник истории и «Войны памяти» на постсоветском пространстве. Преподаватель ХХI век. Т. 1, 3: 21–27.

Шпагин С.А. 2018. Преподавание темы Холокоста в школах: отечественный и зарубежный опыт. В кн.: Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сб. ст. под ред. К.А. Пахалюка. М.; СПб., Нестор-История: 230–248.

Korostelina K. 2010. War of textbooks: History education in Russia and Ukraine. Communist and Post-Communist Studies, 43: 129–137. DOI: 10.1016/j.postcomstud.2010.03.004

Moskwa D. 2018. The Great Patriotic War in Russian history textbooks. Sprawy Narodowościowe, 50, Art. 1650: 11. DOI: 10.11649/sn.1650


Abstract views: 203

Share

Published

2022-12-30

How to Cite

Antipov, A. M. (2022). The Great Patriotic War in the History Textbooks of Russia, Ukraine and Belarus: Modern Discussions and Methodological Problems. Via in Tempore. History and Political Science, 49(4), 880-897. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-4-880-897

Issue

Section

Topical issues of Russian history