Политическая идентичность в сети Интернет: проблема концептуализации

Авторы

  • Иван Вячеславович Солдатенков Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-1-197-206

Ключевые слова:

политическая идентичность, Интернет, социальные сети, сетевой фронтир, политическое сознание, сетевая коммуникация, политизация Интернета, политическая коммуникация

Аннотация

Статья посвящена проблеме концептуализации феномена политической идентичности в контексте сети Интернет. На основе анализа четырех этапов политического развития и особенностей онлайн-сферы выявляются причины, предопределяющие комплексность рассматриваемого объекта. Во-первых, с конца XX века и по настоящее время происходит процесс постепенной конвергенции оффлайн- и онлайн-пространства. В результате Интернет стал восприниматься не столько областью конструирования альтернативного «Я», сколько инструментом репрезентации себя «реального». Во-вторых, специфика коммуникации в глобальной сети, предоставляя огромные возможности конструирования политической идентичности, одновременно с этим предопределяет коллапс контекста, в результате чего в киберпространстве стирается грань между индивидуальным и коллективным аспектами идентичности. В работе осуществляется критическая оценка наиболее распространенных концептуализаций и представляется авторское определение «политическая онлайн-идентичность».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Иван Вячеславович Солдатенков , Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант кафедры политических институтов и прикладных политических исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Астафьева О.Н. 2007. Виртуальные сообщества: «сетевая» идентичность и развитие личности в сетевых пространствах. Вісник Харківського національного університета: Теорія культури та філософія науки. 776: 120–133.

Бергер П., Лукман Т. 1995. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 323.

Бондаренко С.В. 2005. Политическая идентичность в киберпространстве. Политическая наука. (3): 76–92.

Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. 2013. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 10 (2): 98–120.

Гидденс Э. 1995. Элементы теории структурации. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, изд-во Новосибирского университета. 1995: 41–80.

Жаде З.А., Ляушева С.А. 2016. Новые тенденции в исследовании сетевой идентичности. Общество: социология, психология, педагогика. (1): 10–14.

Кастельс М. 2004. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург, У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 328.

Кастельс М. 2000. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., ГУ ВШЭ, 608.

Маклюэн М. 2003. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. Пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц.», «Кучково Поле», 464.

Мартьянов Д.С. 2015. От сетевой идентичности к политике идентичности в сети интернет: смена парадигмы? Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. (1): 44–52.

Мартьянов Д.С. 2014. Сетевая идентичность: трансформация феномена и подходов к изучению. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 10 (4): 142–160.

Мартьянов Д.С., Мартьянова Н.А. 2012. Дискурсивные аспекты этнической идентичности в интернете. Вестник СГУТиКД. (2): 233–238.

Мид Дж. 1994. Аз и Я. Американская социологическая мысль: тексты. М.: Изд-во МГУ, 227–237.

Мирошниченко И.В., Морозова Е.В. 2017. Сетевые механизмы формирования идентичностей. Государство и граждане в электронной среде. (1): 216–228.

Морозова Е.В., Мирошниченко И.В., Рябченко Н.А. 2016. Фронтир сетевого общества. Мировая экономика и международные отношения. 60. (2): 83–97.

Семененко И.С. 2012. Политическая идентичность. Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий. М., РОССПЭН, 71–76.

Попова О.В. 2009. Особенности политической идентичности в России и странах Европы. ПОЛИС. Политические исследования. (1): 143–157.

Попова О.В. 2002. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. Автономная некоммерческая организация «Издательство Санкт-Петербургского государственного университета», 258.

Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. 2018. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы. Образование и наука. 20 (5): 105–124.

Фадеева Л.А. 2016. Идентичность как категория политической науки: исследовательское поле и когнитивный потенциал. Политическая наука. (2): 164–180.

Федорченко С.Н. 2017. Политические идентичности в социальных сетях Интернета. Вестник Пермского университета. Серия: Политология. (2): 29–46.

Ackland R., O’Neil M. 2011 Online collective identity: The case of the environmental movement. Social Networks. 33 (3): 177–190.

Anderson N. Political pirates: A history of Sweden’s Piratpartiet. Arstechnica. 2009. Electronic resource. Available at: https://arstechnica.com/tech-policy/2009/02/rick-falkvinge-is-the-face/ (accessed: 24.12.2021)

Baym N.K. 2015. Personal connections in the digital age. John Wiley & Sons, 196.

Cain J.A. 2020. I’m the One: Social Media, Social Identity, and Elections. Online Journal of Communication and Media Technologies. 10 (4).

De Castro V.B., Kober R. 2019. The Royal Republic of Ladonia: A Micronation built of Driftwood, Concrete and Bytes. Shima. 13 (1): 115–135.

Hague B.N., Loader B.D. 2005. Digital democracy: Discourse and decision making in the information age. Routledge, 296.

Hermida A., Lewis S.C., Zamith R. 2014. Sourcing the Arab Spring: A case study of Andy Carvin's sources on Twitter during the Tunisian and Egyptian revolutions. Journal of computer-mediated communication. 19 (3): 479–499.

Himanen P. 2010. The hacker ethic. Random House, 255.

Holt R. 2004. Dialogue on the Internet: Language, civic identity, and computer-mediated communication. Greenwood Publishing Group, 2004, 256.

Janowski T. 2015. Digital government evolution: From transformation to contextualization. Government information quarterly. 32 (3): 221–236.

Khamis S., Vaughn K. 2011. Cyberactivism in the Egyptian revolution: How civic engagement and citizen journalism tilted the balance. Arab Media and Society. 14 (3): 1–25.

Marwick A.E. 2013. Online identity. A companion to new media dynamics, 355–364.

Mossberger K., Tolbert C.J., McNeal R.S. 2007. Digital citizenship: The Internet, society, and participation. MIt Press, 221.

Papacharissi Z.A. (ed.) 2011. A networked self: Identity, community, and culture on social network sites. Routledge, 336.

Soon C., Kluver R. 2014. Uniting political bloggers in diversity: Collective identity and web activists. Journal of Computer-Mediated Communication. 19 (3): 500–515.

Turkle S. 1995. Life on the Screen. Simon and Schuster, 347.

Wellman B. 2001. Physical Place and Cyber Place: The Rise of Networked Individualism. International Journal of Urban and Regional Research. (1): 227–252.


Просмотров аннотации: 224

Поделиться

Опубликован

2022-04-07

Как цитировать

Солдатенков , И. В. (2022). Политическая идентичность в сети Интернет: проблема концептуализации. Via in Tempore. История. Политология, 49(1), 197-206. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-1-197-206

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы политологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)